«Впереди много интересной работы»
Государственному военно-промышленному комитету Республики Беларусь 30 декабря 2013 года исполняется 10 лет.
Первая юбилейная дата — отличный повод оглянуться и подвести итоги пройденного пути, а также определить новые цели и направления.
Накануне знаковой даты наш корреспондент встретился с председателем Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Сергеем Гурулевым, чтобы узнать о прошлом, настоящем и, конечно же, будущем авторитетного республиканского органа государственного управления.
— Пройденный Госкомвоенпромом путь был довольно тернист. Буквально с колен приходилось поднимать «потерявшиеся» после развала Советского Союза предприятия. Сергей Петрович, расскажите, как все начиналось.
— Совершенно верно, в 90-х годах прошлого столетия отчетливо просматривались тенденции растаскивания по углам потенциала, доставшегося Беларуси в наследство от ВПК Советского Союза. Указ главы государства Александра Лукашенко о создании в конце 2003 года государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь был призван это остановить. Тогда оборонный сектор экономики (далее — ОСЭ) нашей страны оказался в непростой ситуации переходного периода, приходилось искать пути выживания в новом мире — мире рыночных отношений.
Осложняло ситуацию и то, что в Беларуси осталось значительное количество предприятий, выпускающих продукцию военного назначения в основном в виде незавершенных элементов, узлов, деталей и т. п. А изготовление конечной оборонной продукции, как правило, проводилось в России и других республиках СССР. Однако старые экономические и производственные связи с предприятиями, находящимися после развала великой страны в других государствах, также были разорваны.
При этом оборонный сектор экономики оказался лишен внутрикооперационных связей, а также разобщен по причине межведомственной принадлежности. Многие директора заводов предпочитали руководить по старинке: дал план — живи спокойно! Ни тебе задач на перспективу, ни кооперации с коллегами! Такая ситуация не способствовала развитию оборонной отрасли экономики в целом, ведь жить со старым багажом в современных условиях просто невозможно.
В тот период руководство государства отчетливо осознавало, что для поддержания боевого потенциала Вооруженных Сил на необходимом уровне требуется постоянное совершенствование не только боевой подготовки, но и вооружения, военной и специальной техники (далее — ВВСТ).
При этом в первую очередь планировалось решение задач, направленных на проведение государственной политики в области обеспечения обороны, осуществление координации деятельности республиканских органов государственного управления по формированию государственного оборонного заказа, разработку и реализацию стратегии развития ОСЭ, развитие военно-технического сотрудничества (далее — ВТС) с иностранными государствами. Именно эти приоритеты были обозначены в качестве ключевых при создании Госкомвоенпрома.
Период «разброда и шатаний» нам удалось преодолеть в 2007–2009 годах. К этому времени мы смогли стабилизировать ситуацию, поднять на ноги все предприятия, которые потенциально могли выпускать высокотехнологичную продукцию. Были определены их реальные возможности и готовность к созданию новой, перспективной продукции, а главное — к выполнению серийных заказов.
— Даже странно, что предприятия, получив определенную самостоятельность — возможность самим определять направления развития, заключать выгодные контракты, не воспользовались этим…
— Анализ работы, проведенный Госкомвоенпромом, показал, что по большому счету руководители многих предприятий, которых можно назвать дезадаптивными, нежелающими что-то менять или воспринимать новое и лучшее, продолжали использовать достижения еще советского времени. Они умело представляли разработки прошлых лет на оружейных рынках, обеспечивая тем самым относительное благополучие своих трудовых коллективов. Не заботились при этом о том, что необходимо вкладывать немалые финансовые средства в науку, самим искать рынки сбыта, заниматься кооперацией…
Одним словом, двигаться вперед, работать на перспективу. Такое положение дел не устраивало ни внутреннего, ни внешнего заказчика. Поэтому в 2009 году на высшем государственном уровне было принято решение о разработке и реализации стратегии дальнейшего развития ОСЭ. Началась разработка комплекса мер, направленных на создание условий для эффективной работы организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, а также иных организаций ОСЭ.
— Это существенный пласт работы. Наверняка, чтобы воплотить задуманное в жизнь, ушло много сил и времени.
— Для выполнения этой задачи нам нужно было полностью обновить сам ОСЭ. Модернизировать существующие и строить новые предприятия. Внедрять современные модели управления, которые позволили бы снизить издержки и повысить эффективность и качество производства.
Был необходим переход к новым формам объединения предприятий, к концентрации научных, производственных, финансовых ресурсов, систематизации работы на внешнем рынке.
В 2010 году был в основном завершен второй этап развития Госкомвоенпрома, в ходе которого осуществлена гибкая централизация управления всеми субъектами реализации военно-технической политики, оптимизирована структура центрального аппарата Госкомвоенпрома.
— Мы приблизились к реалиям сегодняшнего дня. Что теперь собой представляет Госкомвоенпром?
— Сегодня Госкомвоенпром — это не та структура, которая призвана лишь командно-административными методами руководить вошедшими в ее состав организациями.
Компактный, но очень профессиональный аппарат Госкомвоенпрома проводит анализ и оценку геополитических процессов, происходящих в мире, их влияния на развитие рынка ВВТ, оперативно находит и системно развивает новые направления, формирует и контролирует вопросы выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, проводит огромную аналитическую работу по изучению состояния организаций белорусской оборонки и на ее основе разрабатывает прогнозы производственно-технического и финансово-экономического развития организаций ОСЭ.
Одной из функций Госкомвоенпрома является координация органов государственного управления в области экспортного контроля и лицензирования специфических товаров (работ, услуг). За прошедшее время национальная система экспортного контроля подтвердила свою действенность. Сегодня она соответствует всем международным стандартам. Республика Беларусь строго соблюдает рекомендации Совета Безопасности ООН и режимы нераспространения, что подтверждено результатами многочисленных инспекций.
В настоящее время в систему Госкомвоенпрома входят 23 основных оборонных предприятия и организации страны, в которых работает в общей сложности около 15 тысяч человек. Комитет также координирует деятельность около 110 предприятий и организаций, имеющих лицензии на разработку, производство, модернизацию и ремонт продукции военного назначения.
— Сравнительно за непродолжительное время существования Госкомвоенпром прошел этапы становления и развития, став республиканским органом государственного управления. Назовите области, находящиеся в зоне ответственности Госкомвоенпрома.
— Наши направления — это развитие и содержание ВВСТ, разработка и реализация стратегии развития ОСЭ, принятие комплекса мер, направленных на создание условий для эффективной работы организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома. На нас возлагается реализация государственной политики в области ВТС и экспортного контроля, в сфере навигационной деятельности. Мы отвечаем за координацию деятельности по названным направлениям и других республиканских органов государственного управления.
— Сегодня в мире особую значимость обретает интеллект и инновационное развитие, практически они становятся движущей силой экономического прогресса. В противовес странам с богатыми залежами полезных ископаемых Беларусь могла бы поставить разработку инновационных технологий?
— Конечно, и мы уверены: это может ежегодно приносить стране десятки миллионов долларов. В 2011 году организации Госкомвоенпрома приступили к реализации семи инновационных проектов, вошедших в государственную программу инновационного развития Беларуси на 2011–2015 годы.
Благодаря реализации ряда инновационных проектов был получен дополнительный импульс в развитии космической (космическое приборостроение) и авиационной (экспериментальная авиация) отраслей промышленности, создании современных и перспективных цифровых систем и средств связи, не уступающих мировым аналогам, а также в сфере навигации.
Все мероприятия были оптимизированы с учетом потребностей внутреннего и внешнего рынка, значимости проектов для экономики страны.
Среди них можно назвать такие как «Создание производства навигационной аппаратуры потребителей», «Создание современных средств и систем радиосвязи и развитие их производства в Республике Беларусь», «Космическое приборостроение», «Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы специального назначения» и другие.
Так, ОАО «Пеленг» — предприятие, включенное в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий Республики Беларусь, специализируется в том числе и на разработке и выпуске перспективных оптико-электронных систем космического базирования.
Создание научно-технического задела и строительство корпуса для производства съемочной аппаратуры дистанционного зондирования Земли высокого разрешения позволило заинтересовать иностранных заказчиков в участии и реализации перспективных совместных проектов.
По профильному направлению деятельности холдинга «Системы связи и управления» уже начаты серийное производство и поставка заказчикам новой продукции средств связи, а также организована ее эксплуатация.
Например, в ходе выполнения заданий государственной целевой программы «Безопасность, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» на 2011–2015 годы уже получены научные результаты высокого уровня и прикладного характера, ориентированные на практическое применение, при этом часть из них уже внедрена в разработки. Реализация данных исследований по разработке технологий, систем, программных и технических средств, новых материалов позволит заменить их импортные аналоги и снизить импортоемкость в 1,5–5 раз.
Кстати, все разработки бортовых систем беспилотных летательных аппаратов и полезной нагрузки проводятся в рамках государственной научно-технической программы «БАК и технологии» на 2011–2015 годы.
Это сложная организационно-техническая задача, решение которой требует привлечения как специалистов, так и технологий из различных областей науки и техники.
Вторая подпрограмма, государственным заказчиком которой является Госкомвоенпром, предполагает создание целого ряда многофункциональных БАК специального назначения. Головная организация-исполнитель подпрограммы — ОАО «АГАТ — системы управления» — управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления».
В ходе выполнения подпрограммы № 2 планируется создать и освоить в производстве многоцелевые БАК, обеспечивающие решение задач в интересах народного хозяйства и силовых ведомств на дальностях от 100 до 300 км.
Хотел бы особо отметить, что для нашей страны развитие беспилотной авиации — это будущее. Мы, конечно же, признаем и уважаем успехи США, Франции, Израиля на поприще создания летающих роботов. Но не собираемся упускать возможность занять свою нишу на рынке беспилотной авиации.
Не менее важен проект по разработке информационно-технического комплекса «Солдат — боевые системы». Уже обозначен перспективный облик снаряжения военнослужащего, предлагаемый к реализации в Республике Беларусь, и его интеграция в единую систему управления.
— Исходя из вышесказанного, можно предположить, что предприятия, входящие в состав Госкомвоенпрома, при наращивании объема производимой продукции должны существенно подкреплять бюджет страны и, конечно же, обеспечивать финансовую стабильность своих работников…
— Уже сегодня ряд организаций Госкомвоенпрома достиг показателя годовой выручки на одного среднесписочного работника в 60 тыс. долл. США, что эквивалентно показателям ведущих европейских стран. Например, ОАО «Пеленг» — 571,4 млн руб. (63,3 тыс. долл. США), ОАО «ВОЛАТАВТО» — 566,4 млн руб. (62,7 тыс. долл. США), ОАО «Алевкурп» — 564,7 млн руб. (62,7 тыс. долл. США).
Обеспечивается динамичный рост объемов промышленного производства как в фактических, так и в сопоставимых ценах. Если в 2010 году объем произведенной промышленной продукции составлял немногим более 0,5 трлн рублей, то по итогам 2013 года он увеличился почти в пять раз и достиг размера 2,5 трлн рублей.
Сейчас планомерно наращивается объем экспортируемой продукции. И количественные показатели тому подтверждение: если в 2011 году темп роста экспорта товаров составлял 105% к предшествующему году, то в 2013 году по итогам 10 месяцев достигнут темп роста экспорта 162% к аналогичному периоду прошлого года. Объем экспорта по итогам 2013 года вырос по сравнению с 2011 годом в 1,5 раза.
Положительные результаты внешней торговли обеспечивают и положительный финансовый результат хозяйственной деятельности организаций Госкомвоенпрома. В 2010 году объем полученной чистой прибыли составлял около 0,15 трлн рублей.
По итогам 9 месяцев 2013 года чистая прибыль достигла уровня в 0,6 трлн рублей и выросла более чем в 4 раза.
Это позволяет предприятиям динамично развиваться, модернизировать производства, стимулировать труд ведущих специалистов. Так, среднемесячная заработная плата в 2011 году в долларовом эквиваленте составляла 277 долл. США. По итогам 10 месяцев 2013-го размер среднемесячной заработной платы достиг уровня 727 долл. США, то есть зарплата выросла более чем в 2,5 раза.
— С такими зарплатами вопрос кадрового голода у названных предприятий, наверняка, не возникает. А как у остальных?
— Этому вопросу мы уделяем особое внимание. Когда мы говорим о кадровом вопросе, мы говорим о конкурентоспособности личностей, которые будут организаторами производства, высококлассными специалистами, способными повести за собой коллективы, генерировать и реализовывать идеи.
Сегодня утечка кадров из оборонной отрасли практически прекратилась. Но при этом мы должны понимать, как будет организована в ближайшие годы эстафета поколений, которой, кстати, гордилась оборонка советского периода, и гордилась по праву.
В настоящее время организации Госкомвоенпрома не испытывают некомплекта в специалистах и научных кадрах. Средний возраст категории специалистов составляет 40 лет. Возрастные группы сбалансированы и позволяют плавно замещать работников, уходящих на пенсию.
Обеспечение организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, кадрами требуемых специальностей и профессий решается в основном в рамках формируемого Госкомвоенпромом заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих по уровню образования и представляемого в Министерство образования. И такой заказ был сформирован на 2011–2020 годы по 80 специальностям и специализациям.
Ежегодно нашими предприятиями принимаются на работу в среднем 200–220 выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Особое внимание уделяется комплектованию научными кадрами. Так, в настоящее время в организациях Госкомвоенпрома работает 78 кандидатов и 13 докторов наук. Вместе с тем на сегодняшний день у нас на многих предприятиях просто не существует конструкторов возраста 35–50 лет. Есть либо совсем молодые, но без опыта, либо — в преклонном возрасте. Чтобы восполнить этот объективный кадровый пробел, необходимо организовать соответствующие условия.
И задача Госкомвоенпрома — создать их.
С целью восполнения научных кадров, уходящих на пенсию, осуществляется обучение наиболее талантливых специалистов в аспирантуре на заочной форме обучения.
Организации также комплектуются за счет рынка труда и работников организаций, заканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения на заочной форме за счет средств организаций, на бюджетной основе и за счет собственных средств.
Работа в данном направлении дает свои результаты. На любом участке труд человека, его инициатива и добросовестное отношение к делу не остаются незамеченными.
Только один пример. Авторский коллектив ОАО «Минский завод колесных тягачей» стал лауреатом государственной премии Республики Беларусь 2012 года в области науки и техники. Андрей Головач, Юрий Николаев и Евгений Горко создали основу для организации в Беларуси собственного производства специальных колесных шасси и тягачей 4-го поколения, которые существенно превосходят по своим характеристикам машины предыдущего поколения.
— Чтобы расширить рынок сбыта, а в итоге заработать средства, предприятия должны ориентироваться не только на отечественного заказчика спецпродукции. Но порой эта специфика и становится препятствием в рекламной деятельности. Как комитет помогает своим подопечным в этом вопросе?
— Большое внимание уделяется Госкомвоенпромом экспортной составляющей.
И здесь надо четко понимать, что на внешнем рынке нас никто не ждет, если нет доверия, соответствующего бренда или качественного, востребованного товара. При этом не имеет значения, чей это рынок — стран технологически продвинутых или развивающихся.
Поэтому Госкомвоенпром совершенствует сами механизмы ВТС, проводит целенаправленную работу по перестройке системы ВТС и переходу к новой стратегии взаимоотношений с потенциальными заказчиками. Предпринимаемые здесь шаги, а они в последнее время были сделаны, показывают, что такую работу целесообразно и надо развивать, учитывая особенности мирового развития ВТС.
ВТС приобретает новые черты — происходит переход от экспортно-импортных операций к привлечению в страну новых инновационных технологий и разработок. Учитывается также заинтересованность заказчиков в закупках продукции с передачей технологий по ее изготовлению. Это создание совместных предприятий и совместная с иностранными заказчиками разработка и производство ПВН и двойного применения.
Мы переходим от выполнения контрактов на поставки иностранным заказчикам отдельных вооружений к реализации комплексных программ по обеспечению военной безопасности стран-импортеров и расширению практики выполнения совместных международных проектов.
На сегодняшний день Республика Беларусь имеет военно-технические отношения с 60 странами мира. При этом действует более 40 двусторонних соглашений по ВТС.
Приоритетным стратегическим партнером в сфере ВТС для Беларуси по-прежнему остается Российская Федерация. Еще в октябре прошлого года произошло знаковое событие в развитии интеграции оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации.
По итогам заседания рабочей группы высокого уровня была подписана Программа мероприятий по активизации сотрудничества предприятий оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации на 2012–2015 годы. С ее подписанием Россия и Беларусь вышли на системное развитие сотрудничества в области оборонно-промышленных комплексов сторон. Фактически это план совместных действий по интеграции ОПК Беларуси и России и разрешению имеющихся проблемных вопросов сотрудничества. Одним из главных направлений в Программе определена интеграция организаций разработчиков и производителей ВВТ.
Кроме этого, приобретает новую позитивную динамику, в том числе в рамках ВТС, процесс активизации интеграционных процессов на пространстве СНГ. Активно сотрудничает Госкомвоенпром с Организацией Договора о коллективной безопасности, прежде всего в рамках Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству.
Госкомвоенпром добился также позитивных моментов в плане расширения «географии» рынков вооружения. Наблюдаются положительные сдвиги в регионе Юго-Восточной Азии, идет освоение новых внешних рынков вооружений динамично развивающихся стран Южной и Латинской Америки.
— Хотелось бы узнать о перспективах, ожидающих Госкомвоенпром и подчиненные ему структуры.
— Стратегия дальнейшего развития Госкомвоенпрома нашла отражение в Программе на 2011–2015 годы, основной упор в которой был сделан не на диверсификацию выпускаемой оборонной промышленностью продукции, а на углубление ее специализации путем развития таких приоритетных направлений, как: боевые геоинформационные системы; оснащение войск беспилотными авиационными комплексами; системы комплексного противодействия высокоточному оружию; боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск; системы огневого поражения.
Продолжается работа над созданием АСУ войсками и оружием, беспилотным авиационным комплексом «БАК-300», над всем спектром систем связи и передачи данных, средствами РЭБ и радиолокации, подвижными мобильными платформами и т. д.
Сегодня мы работаем над созданием более сложной структуры. У нее будет более прозрачный механизм управления. Мы понимаем, что в целях укрупнения интегрированных структур, нацеленных на решение стратегических задач, концентрации всех ресурсов ОСЭ, проведения единой финансовой, производственной и технологической политики, на мой взгляд, целесообразно все же перейти к такой форме объединения, как «Оборонвоенпром».
— Программа была разработана к началу 2011 года, а сегодня уже 2013‑й. Что достигнуто за этот период?
— В 2011 году сформированы три холдинга («Системы связи и управления», «Геоинформационные системы управления» и «Системы радиолокации»), способных проводить научные изыскания, разрабатывать, серийно производить и продвигать на рынках конкурентоспособную продукцию, основываясь на выбранных приоритетах в развитии вооружения.
Такой подход выдержал проверку временем. Консолидация сил по самым разным направлениям в ВПК необходима. Это, я думаю, сегодня всем понятно. 2013-й — особый год, середина пятилетки. Деятельность комитета в ходе него была сконцентрирована на нескольких основных направлениях: модернизации действующих предприятий, способных обеспечить установленный уровень производительности труда; создании новых предприятий, а также инновационных проектах.
В настоящее время мы завершаем создание института генеральных (главных) конструкторов, который должен стать главным техническим штабом, движущей силой всех новых разработок. Без этого даже при наличии денег и талантливых управленцев не создать современного и эффективного оружия.
— Учитывая распоряжения главы государства, модернизации предприятий уделялось много внимания.
— Необходимо отметить, что нынешний год стал переломным в переосмыслении вопросов модернизации, в понимании того, что модернизации производства должна предшествовать «модернизация умов» самих руководителей. Многие руководители предприятий пришли к пониманию, что без новых технологий, производственных решений создать качественный, добротный продукт и успешно конкурировать с ним на внешних рынках можно только при условии вложения средств в работу конструкторских отделов и модернизацию производства. Те предприятия, которые раньше других это осознали, на сегодняшний день являются одними из лидеров отрасли.
В рамках реализации комплексных программ по модернизации, рассчитанных по 2015 год включительно, организациями, входящими в систему Госкомвоенпрома, приобретается новое оборудование, внедряются новые технологии, обеспечивается производство новых видов изделий, выполняются опытно-конструкторские работы, проводится оптимизация организационно-штатной структуры, рационализация площадей, внедряются современные модели управления, которые позволят снизить издержки и повысить эффективность и качество производства.
Ресурсы на модернизацию концентрируются на проектах с наибольшей отдачей.
В рамках модернизации предприятия активно идут на контакты с инвесторами. Модернизация организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, ввод новых и высокотехнологичных производств — это площадка для получения и внедрения перспективных технологий. Уверен, в дальнейшем они дадут толчок инновационному развитию других отраслей экономики и укреплению наших позиций на мировом рынке.
А в конечном итоге — усилят обороноспособность страны, увеличат финансовые поступления в государственный бюджет.
Беседовал подполковник Игорь Жук, juk@vayar.sml.by