Главная/Новости/Публикации/Перспективы развития оборонного сектора экономики. Взгляд в будущее
Новости
02.06.2010  –  Публикации

Перспективы развития оборонного сектора экономики. Взгляд в будущее

«Перспективы развития оборонного сектора экономики. Взгляд в будущее»

    
    2010 год в Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь (далее – Госкомвоенпром) рассматривается как базовый, в ходе которого закладываются основы для дальнейшего поступательного движения вперед. Это и последний год, определяющий социально-экономическое развитие страны в прошедшем пятилетии.
    В своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко достаточно подробно остановился на трех этапах развития белорусской экономической модели. Президент подчеркнул, что сегодня необходимо быстро и адекватно реагировать на вызовы времени, а потому нужен динамичный прорыв в развитии страны по всем направлениям. Лейтмотивом в реализации новой технологической стратегии должны стать – качество управления, качество продукции и услуг, сбыт и конкуренция.
    Уровень безопасности страны напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. Без этого нельзя строить сколько-нибудь надежную оборону государства уже в ближайшей перспективе, не говоря о далеком будущем.
    Современный этап развития военного дела характеризуется высокими темпами обновления и совершенствования средств вооруженной борьбы. Катализатором всех преобразований в средствах ведения войны является научно-технический прогресс, который ускоряет развитие оружия и боевой техники, непосредственно влияет на боевую мощь государства, на состояние его вооруженных сил.
    Одним из главных инструментов в практической реализации достижений научно-технического прогресса в военной области служит военно-техническая политика как система научно обоснованных взглядов по вопросам развития оружия и боевой техники, осуществляемая с целью поддержания технического оснащения наших Вооруженных Сил на уровне современных требований.
    Практика таких развитых стран, как США, Великобритания и Россия, показывает, что в условиях жестких экономических ограничений наиболее эффективен программно-целевой метод планирования. В Беларуси он уже нашел свое воплощение в Государственной программе вооружения на 2006-2015 годы (далее – ГПВ).
    Мы исходим из того, что белорусскую армию принципиально важно обеспечить необходимым количеством новейшего оружия и техники, повысить другие качественные параметры вооружений и военной техники (далее – ВВТ), соответствующие прогнозируемому характеру вооруженной борьбы в будущем и специфике возможного конфликта современности. При этом важнейшей задачей является создание условий для повышения конкурентоспособности оборонного сектора экономики Республики Беларусь (далее – ОСЭ).
     Этим собственно и занимается Госкомвоенпром. В 2006-м году началась реализация ГПВ. Это первый масштабный военно-технический проект за всю историю суверенной Беларуси. Деньги вкладываются в развитие самых совершенных военных технологий, что позволяет поддерживать и развивать военный потенциал государства на высоком уровне при разумных расходах на оборону. Сегодня завершается работа по корректировке мероприятий второго этапа (2011-2015 годы) ГПВ.
    Исходными данными для формирования госзаказчиками предложений по мероприятиям второго этапа ГПВ служат макроэкономические показатели развития страны, предлагаемые объемы финансирования госзаказчиков в процентах от ВВП, а также контрольные цифры финансирования госзаказчиков, определенные в Указе Президента Республики Беларусь на второй этап ГПВ в целом.
    Следует отметить, что мероприятия второго этапа ГПВ являются основой для планирования деятельности подведомственных (подчиненных) Госкомвоенпрому организаций на перспективу.
    Положением о Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2009 г. № 602 «О некоторых вопросах деятельности Государственного военно-промышленного комитета» определены его задачи, важнейшими из которых являются:
    проведение государственной политики в области развития и содержания вооружений, военной и специальной техники (далее – ВВСТ);
    разработка и реализация стратегии развития ОСЭ;
    реализация государственной политики в области военно-технического сотрудничества (далее – ВТС).
    Реализация этой триединой задачи позволит в ближайшей перспективе создать условия для повышения конкурентоспособности ОСЭ, его возможностей по производству современных и перспективных образцов ВВСТ для оснащения Вооруженных Сил, других воинских формирований и военизированных организаций и развития ВТС (схема 1).
    Решение триединой задачи планируется осуществлять по следующим направлениям, которые являются структурными элементами разрабатываемого Плана развития Госкомвоенпрома (далее – План):
    совершенствование нормативной правовой базы;
    оптимизация программно-целевого планирования развития ВВСТ;
    развитие ОСЭ;
    развитие ВТС;
    совершенствование системы информационного обеспечения;
    развитие кадрового потенциала;
    финансово-экономическое обеспечение мероприятий развития ОСЭ.
    Логика ясна: по камешку, по кирпичику складывается все здание. Мы планируем строительство дома от общего назначения к деталям конструкции, а строим, конечно же, как положено, начиная с фундамента.
    Проведение государственной политики в области развития и содержания ВВСТ осуществляется в соответствии с Концепцией военно-технической политики Республики Беларусь на прогнозный период (в настоящее время 2005-2015 годы). Данная Концепция представляет собой систему взглядов на основные цели, задачи, принципы и приоритетные направления военно-технической политики Республики Беларусь и определяет военно-техническую политику как деятельность государства по оснащению Вооруженных Сил, других воинских формирований ВВСТ (Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 619 «Об утверждении Концепции военно-технической политики Республики Беларусь на 2005-2015 годы»).
    В настоящее время в стране завершается разработка новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Особенность этой Концепции - введение в практику конкретных цифровых показателей (критериев и индикаторов) оценки безопасности.
    Планирование развития продукции военного назначения (далее – ПВН) начинается с военно-экономического обоснования ее потребного состава. При этом основной целью является обеспечение оснащения белорусской армии, других воинских формирований современным ВВТ, максимальная унификация вооружения, сокращение ее номенклатуры с учетом научно-технических и производственных возможностей промышленности и перспектив их развития в условиях реальных финансовых возможностей государства.
    Планы развития ПВН должны быть четко взаимоувязаны с Концепцией строительства и развития Вооруженных Сил и Планом строительства и развития Вооруженных Сил на прогнозный период. При этом в условиях финансовых ограничений, определяемых реальными возможностями экономики страны на первое место выходит задача оптимального разграничения финансовых средств, планируемых в ГПВ на развитие системы вооружения и на ее содержание. Отсюда вытекает стратегическая задача Госкомвоенпрома: подготовка нормативного правового акта, закрепляющего распределение финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий ГПВ, между развитием и содержанием системы вооружения.
    Исследования по военно-экономическому обоснованию и реализации планов развития продукции военного назначения невозможно проводить в отсутствие специализированной научной организации. В настоящее время в республике такой организации нет. Потенциально в этом направлении могут работать НИИ экономики НАН Беларуси, профильный НИИ Министерства экономики и НИИ Вооруженных Сил Республики Беларусь. Исходя из вышеизложенного, целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного подразделения в НИИ Вооруженных Сил, занимающегося вопросами военной экономики и реализации Концепции военно-технической политики Республика Беларусь.
    Развитие Системы вооружения Вооруженных Сил (далее - СВВС) осуществляется в соответствии с положениями, изложенными в Концепции строительства и развития Вооруженных Сил до 2020 года и Концепции военно-технической политики Республики Беларусь на 2005-2015 годы.
    Механизмами реализации являются План строительства и развития Вооруженных Сил на пятилетку и ГПВ.
    Практический опыт формирования и развития СВВС, полученный в 2006-2009 годах, анализ особенностей планирования и реализации мероприятий развития СВВС показывает, что назрела необходимость внесения изменений в сложившуюся систему взаимоотношений структур и должностных лиц, задействованных в решении задачи развития СВВС, путем корректировки их функций и степени компетенции, а также механизмов ее решения.
    Целью предлагаемой корректировки является централизация функций планирования, исследований и разработок новых ВВТ в интересах совершенствования СВВС и распределения финансирования развития вооружения у одного должностного лица, например - Генерального конструктора Системы вооружения Вооруженных Сил. Это согласуется с одобренным Министерством обороны подходом к созданию не отдельных средств ВВТ, а систем и комплексов вооружения, что уже нашло свое отражение при формировании второго этапа ГПВ.
    Далее для координации деятельности необходима интегрированная вертикаль. Из состава головных организаций ОСЭ по приоритетным направлениям развития ВВТ назначаются главные конструкторы, а при Генеральном конструкторе Системы вооружения создается Совет главных конструкторов.
    Становится очевидной необходимость разработки Концепции военно-технической политики Республики Беларусь на следующий прогнозный период. Такая работа должна осуществляться заинтересованными республиканскими органами государственного управления под руководством Госкомвоенпрома.
    Кроме этого, исходя из приоритетных задач, стоящих перед экономикой страны, необходимо рассмотреть возможность некоторой переориентации ОСЭ с внутреннего рынка на внешний, т.е. в сторону создания образцов ВВСТ, в первую очередь востребованных в зарубежных странах. Это позволит наращивать экспортный потенциал и создаст благоприятные условия для выделения Правительством Республики Беларусь бюджетных средств на инновационное развитие ОСЭ.
    К настоящему времени уже проведены консультации с разработчиками новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и принято к рассмотрению предложение Госкомвоенпрома о сосредоточении приоритетов военно-технической политики на повышении конкурентоспособности отечественного ОСЭ, развитии ВТС с иностранными государствами и, на их основе, оснащении Вооруженных Сил Республики Беларусь современными образцами ВВТ.
    О динамике осуществляемых белорусскими предприятиями ВПК экспортных поставок и услуг в отношении продукции военного назначения, в том числе и белорусской, можно судить по объемам валюты, поступающей от реализации контрактов в бюджет Республики Беларусь, – их ежегодный темп роста составляет порядка 110 процентов.
    В то же время на мировом рынке оружия сейчас идет жесткая борьба за каждый контракт. Значительно усложняются военно-политические и военно-дипломатические процедуры, связанные с поиском новых покупателей.
    Оценивая наш государственный внешнеполитический ресурс и стоящие перед Госкомвоенпромом задачи, надо, прежде всего, правильно представить себе место нашей страны на континенте и в мире. Как теперь модно говорить, правильно «позиционировать» себя.
    ВТС с иностранными государствами как составная часть государственной внешней политики есть совокупность целенаправленных мероприятий, связанных с разработкой, производством, ремонтом, модернизацией, уничтожением (утилизацией) и международными передачами товаров военного назначения.
    Сотрудничество в военно-технической области рассматривается как один из основных факторов научно-технического развития оборонного сектора экономики Республики Беларусь, источник поступления средств для разработки новейших технологий, создания и закупки ВВТ для потребностей Вооруженных Сил Республики Беларусь, других воинских формирований и правоохранительных органов Республики Беларусь.
    ВТС основывается на действующем законодательстве Республики Беларусь, которое полностью отвечает международным нормам относительно нераспространения оружия массового уничтожения и ограничения передачи отдельных видов товаров военного назначения и двойного использования.
    Хочу подчеркнуть, что деятельность государства в целом и Госкомвоенпрома в частности по практической реализации направлений ВТС, определяющим из которых может стать экспорт вооружений, представляет собой один из инструментов обеспечения экономической и военной безопасности Беларуси.
    В свою очередь военно-техническая политика неразрывно связана с государственной научно-технической политикой как неотъемлемой частью социально-экономической политики Республики Беларусь, включающей основные цели, принципы, направления и способы воздействия государства на субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности, также определяющей порядок взаимодействия между государством и этими субъектами. (Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года (в редакции от 20 июля 2006 года) «Об основах государственной научно-технической политики»).
    Исходя из этого, с учетом реальных возможностей государства по развитию ОСЭ, анализа реализации приоритетов, определенных в действующей Концепцией военно-технической политики, необходимо конкретизировать основные направления развития ОСЭ с целью их включения в новую редакцию Концепции военно-технической политики. Проведенная к настоящему времени работа позволила определить следующие приоритетные направления развития ВВСТ:
    системы комплексного противодействия высокоточному оружию;
    боевые геоинформационные системы;
    беспилотные авиационные комплексы;
    системы огневого поражения;
    боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск (схема 2).
    С целью принятия окончательного решения по приоритетным направлениям развития ОСЭ, на мой взгляд, необходимо систематизировать результаты изучения внешних рынков сбыта научно-технической продукции ОСЭ (создание новых образцов ВВСТ и капитальный ремонт с модернизацией вооружения советского производства).
    В связи с этим перспективным направлением видится продолжение работы по совершенствованию взаимодействия Госкомвоенпрома, Министерства обороны, НАН Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям (далее – ГКНТ) (схема 3).
    В целях своевременного определения возможностей использования создаваемых новых технологий, совершенствования совместной информационно-аналитической деятельности, координации исследований и разработок в области создания ВВТ назрела необходимость в корректировке деятельности секции прикладных проблем при Президиуме НАН Беларуси (СПП).
    При этом СПП, являясь внештатным научным и научно-организационным подразделением при Президиуме НАН Беларуси, должна формироваться по квоте от аппарата Президиума и научных организаций НАН Беларуси, органов военного управления и научных организаций Вооруженных Сил, Госкомвоенпрома и ГКНТ.
    К настоящему времени совместная работа Госкомвоенпрома, НАН Беларуси и Министерства обороны позволила определить конкретные направления совместных исследований. К ним этносятся:
    разработка средств подвижности военного назначения;
    разработка беспилотных авиационных комплексов и их составных частей;
    разработка информационных технологий, технических средств связи и автоматизации, специального программного обеспечения для перспективных автоматизированных систем получения информации и управления и т.д.
    Формирование долгосрочных планов создания и развития продукции военного назначения как для внешнего, так и для внутреннего рынков будет осуществляться в соответствии с Концепцией военно-технической политики Республики Беларусь на прогнозный период.
    Если планирование и создание ВВТ для внешнего рынка целиком может находиться в ведении Госкомвоенпрома, то разработка аналогичной продукции для внутреннего рынка во многом зависит от позиции заказывающих министерств, и в первую очередь от Министерства обороны Республики Беларусь.
    При непосредственном участии военного ведомства должны решаться следующие вопросы: анализ тенденций развития ВВТ в мире, выработка тактико-технических требований к перспективным образцам, подготовка проектов тактико-технических заданий на их разработку и производство.
    Сегодня принято принципиальное решение: при планировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках ежегодного Государственного оборонного заказа осуществлять корректировку мероприятий ГПВ, соответствующую по целям и задачам приоритетным направлениям развития ВВСТ. Проводить в обязательном порядке фундаментальные и прикладные исследования по формированию научного задела и развитию отечественной базы в целях создания в будущем новых образцов ВВСТ, соответствующей перспективным тенденциям их развития.
     Состоятельность ОСЭ определяется его «внутренним здоровьем». Только модернизированная, современная, постоянно готовая к работе в условиях жесткой конкуренции белорусская «оборонка» может добиться положительного результата (схема 4).
    Поэтому немаловажным направлением развития ОСЭ становится определение головных предприятий по приоритетным направлениям деятельности, создание научных школ, внедрение современных информационных технологий в области управления производством, CALS-технологий, управления проектами, а также модернизация и создание высокотехнологичных производств в целях повышения эффективности, снижения затрат, в том числе внедрение энергосберегающих технологий.
     Впервые принята долгосрочная Программа энергосбережения Госкомвоенпрома на 2011-2015 годы. По прогнозным показателям от реализации данной Программы экономия топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) составит 20 тысяч тонн условного топлива, а удельное потребление ТЭР на тысячу рублей произведенной продукции снизится в 1,4 раза (с 75 г у.т./тыс. руб. в 2009 г. до 50-55 г у.т./тыс. руб. в 2015 г.). Для достижения данных результатов Программой предусмотрена реализация более ста энергосберегающих мероприятий.
    Начата работа по созданию холдинговых компаний. Это путь к более тесной кооперации предприятий-смежников в осуществлении ими согласованной инвестиционной политики.
    Перспективным, на мой взгляд, является работа по дальнейшей интеграции и созданию совместных предприятий с Российской Федерацией, Украиной и Китаем. В прошлом году ряд предприятий Госкомвоенпрома получил статус открытых акционерных обществ с оставлением контрольного пакета акций у государства. Продуманный и взвешенный подход в этом вопросе позволит привлечь инвесторов. И работа в этом направлении уже ведется.
    Как уже ранее отмечалось, одним из важнейших направлений деятельности Госкомвоенпрома является военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. Сегодня оно осуществляется с 38 странами. Только в прошлом году эта работа проводилась в рамках 15-ти межправительственных (совместных, смешанных) комиссий (комитетов, подкомиссий) по военно-техническому сотрудничеству.
     Госкомвоенпромом и подчиненными организациями проводится целенаправленная работа по перестройке системы военно-технического сотрудничества и переходу к новой стратегии взаимоотношений с потенциальными заказчиками. При этом учитываются особенности мирового развития военно-технического сотрудничества и в первую очередь жесточайшая конкуренция, которые в настоящее время требуют максимально активной и даже агрессивной политики по продвижению продукции военного назначения при соблюдении обеспечения максимальной конфиденциальности при реализации военно-технических проектов. Белорусские организации-спецэкспортеры обладают значительным опытом продвижения специфической продукции (товаров, услуг).
    Военно-техническое сотрудничество с государствами Юго-Восточной Азии, Африканского континента, Южной Америки — еще одно принципиально важное направление внешнеэкономической деятельности Госкомвоенпрома. Здесь используется потенциал двусторонних межправительственных (совместных, смешанных) комиссий (комитетов, подкомиссий) по военно-техническому сотрудничеству, результатом деятельности которых становится работа на результат - дальнейшую реализацию заключенных контрактов, обсуждение перспективных проектов сотрудничества в военно-технической области с целью заключения новых контрактов.
    Переход к качественно новому уровню развития ОСЭ в Госкомвоенпроме неразрывно связывают с принципиально новыми подходами в формировании кадровой политики. В ее основе – развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала организаций ОСЭ. Если сегодня предприятием выполняются показатели социально-экономического развития, значит руководитель на своем месте. Но время неумолимо бежит вперед, поэтому необходимо пополнять багаж своих знаний. Повышение квалификации должно строиться на принципах системности, научности, перспективности, ориентации на развитие руководителя как личности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, сочетания повышения квалификации, стажировки и переподготовки с самообразованием. Сегодня для того, чтобы вырастить грамотного руководителя- производственника с большой буквы уйдет не один год.
    Наряду с традиционными формами обучения, планируется активно использовать технологии дистанционного обучения и электронных учебников, что позволит значительно повысить качество непрерывного обучения и переподготовки руководителей организаций Госкомвоенпрома и их заместителей. Работая на перспективу, коллегией Госкомвоенпрома в апреле текущего года утвержден механизм реализации такой программы.
     И последнее, на чем я хотел бы остановиться – это информационное обеспечение деятельности Госкомвоенпрома. Целью разработанной Программы, вошедшей в План развития Госкомвоенпрома, является создание системы информационного обеспечения деятельности Госкомвоенпрома на 2010-2015 годы, направленной на максимально эффективное использования информационных технологий, дальнейшее интегрирование собственных информационных ресурсов в единое информационное пространство государства как инновационной базы для социально-экономического развития Госкомвоенпрома, государственных организаций и хозяйственных обществ, а также на создание информационных продуктов в их интересах.
    В ее основе - создание информационно-аналитической системы, обеспечивающей поддержку и системную увязку проектов решений в области проведения военно-технической политики, военно-технического сотрудничества, развития государственных организаций и хозяйственных обществ. Кроме того, широкомасштабное использование информационно-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения взаимообмена информацией между республиканскими органами государственного управления (в рамках их компетенции) в вопросах военно-технического сотрудничества.
    Прием в эксплуатацию информационной системы управления повысит эффективность и качество информационно-аналитической работы, позволит оперативно и с высоким качеством решать задачи учета, контроля и управления всеми видами мероприятий.
    Затраты Госкомвоенпрома на организацию обмена информацией на межведомственном уровне предполагается снизить до 25 процентов, в первую очередь за счет развития межведомственной системы электронного документооборота. Кроме того, Программой предусматривается дальнейшее развитие интернет-ресурсов Госкомвоенпрома, государственных организаций и хозяйственных обществ, а также реализация комплекса мероприятий по расширению присутствия на медийном поле Республики Беларусь, включая учреждение и издание собственного печатного СМИ. Это позволит не только информировать потенциальных потребителей продукции, произведенной государственными организациями и хозяйственными обществами, но и выдерживать информационную конкуренцию на мировых рынках вооружений.
    Многим хорошо известно выражение: «События не было, пока об этом не сообщили телевидение и газеты». Достоверность, компетентность, оперативность. На этих принципах наше ведомство выстраивает сотрудничество со средствами массовой информации. Очевидно, что такой творческий альянс пойдет на благо укрепления государства, его обороноспособности.
    Одновременно следует подчеркнуть, что разработке концептуальных положений, определяющих дальнейшее развитие Госкомвоенпрома, предшествовала серьезная аналитическая работа. Пришлось преодолеть прежние стереотипы и взгляды. Нельзя двигаться дальше, не ставя перед собой перспективных и даже амбициозных задач. План развития Госкомвоенпрома на последующие пять лет, должен стать тем фундаментом, на котором будет крепко стоять здание, называемое обороноспособностью нашего государства.
    Одним словом, в настоящее время делается все, чтобы ОСЭ стал, как это поручил Глава государства, локомотивом ускоренного движения нашей промышленности вперед, и эта задача сегодня успешно выполняется.


Возврат к списку

Официальный сайт Президента Республики Беларусь www.president.gov.by Совет Министров Республики Беларусь www.government.by Портал информационной поддержки экспорта www.export.by Национальный правовой портал Республики Беларусь www.pravo.by Единый государственный реестр сведений о банкротстве www.bankrot.gov.by Военный информационный портал Министерство обороны www.mil.by Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь http://gki.gov.by/ru/ Организация Договора о коллективной безопасности www.odkb-csto.org
  • ОРШАНСКИЙ АВИАРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД ОАО
  • ЗАВОД ТОЧНОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ Республиканское производственное унитарное предприятие
  • БЕЛТЕХ ОПТРОНИКС Частное производственное унитарное предприятие
  • БСВТ – НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ООО
  • ОКБ ТСП НПООО
  • ВОЛАТAВТО ОАО
  • МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЕСНЫХ ТЯГАЧЕЙ ОАО
  • ТЕХНИКА СВЯЗИ ОАО
  • КБ РАДАР ОАО – управляющая компания холдинга «Системы радиолокации»
  • ПЕЛЕНГ ОАО
  • НИИЭВМ ОАО
  • МНИПИ ОАО
  • ГОМЕЛЬСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ЛУЧ ОАО
  • КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ДИСПЛЕЙ ОАО
  • БЕЛВНЕШПРОМСЕРВИС Государственное внешнеторговое унитарное предприятие
  • БЕЛТЕХЭКСПОРТ ЗАО
  • БЕЛСПЕЦВНЕШТЕХНИКА Государственное внешнеторговое унитарное предприятие
  • АЛЕВКУРП ОАО
  • АГАТ–ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД ОАО
  • АГАТ–СИСТЕМ ОАО
  • АГАТ–СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления ОАО
  • 558 АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД ОАО
  • 2566 ЗАВОД ПО РЕМОНТУ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ВООРУЖЕНИЯ ОАО
  • 140 РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД ОАО