20.05.2011
Перспективы оборонного сектора экономики
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБОРОННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ – НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ, НОВЫЙ ЭТАП СОЗИДАНИЯ
(статья Председателя Госкомвоенпрома С.П. Гурулева в «Федеральный справочник «ОПК. России» № 7, 2011)
За предыдущие годы суверенитета Беларусь достигла значительных успехов в деле строительства независимого государства, своего динамичного социально-экономического развития и повышения благосостояния народа. На протяжении текущей пятилетки предстоит не только закрепить эти достижения, но и, по существу, выйти на качественно новые параметры.
Фактически 2011 год знаменует начало нового этапа в развитии страны, для которого характерны задачи решительного рывка во всех отраслях и сферах деятельности с целью создания нового облика экономики, выхода на уровень передовых европейских государств.
И уже сегодня Государственный военно-промышленный комитет (далее – Госкомвоенпром) строит амбициозные, но вполне реальные планы. В 2011 году нам предстоит смело и решительно продвинуться вперед, сосредоточиться на новых, прорывных направлениях. Иными словами – неутомимо созидать!
Развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны. В разные периоды истории науку и технологии вперед двигали именно потребности безопасности, инвестиции государства в новые технические решения в области обороны.
В то же время уровень безопасности страны напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. Без этого нельзя строить сколько-нибудь надежную оборону государства уже в ближайшей перспективе, не говоря о далеком будущем.
Основными приоритетами социально-экономического развития Республики Беларусь на текущую пятилетку, одобренными четвёртым Всебелорусским народным собранием, являются инновации, инвестиции и инициатива, или, как их сокращенно называют программой трех «И». Залогом успешного продвижения вперед остаётся надежное обеспечение национальной, прежде всего, военной безопасности.
Отечественный оборонный сектор экономики (далее – ОСЭ), безусловно, занимает одно из ведущих мест в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государства, в реализации его инновационной и внешнеэкономической политики.
Однако белорусское государство не обладает теми финансовыми и экономическими возможностями, которые имеются у более крупных и мощных стран, поэтому пока не имеет возможности выйти на тот уровень оснащения Вооруженных Сил новыми образцами вооружения, который был в бывшем Советском Союзе и имеется у стран Запада. Вместе с тем необходимые мероприятия в этом направлении проводились и будут проводиться.
Финансовые средства вкладываются в развитие самых передовых технологий, что позволяет поддерживать оборонный потенциал государства на уровне, обеспечивающем военную безопасность, при разумных расходах на оборону. При этом формирование облика белорусской армии должно быть всецело подчинено требованиям времени.
План строительства и развития Вооруженных Сил на пятилетку предполагает, прежде всего, изменение структуры оборонных расходов. «Мы просто обязаны выйти на разумный баланс расходов между содержанием Вооруженных Сил и их развитием, увеличить объем средств на переоснащение войск в соответствии с современными требованиями, создать условия для их модернизации. Причем во главу угла следует поставить рациональное расходование всех выделенных государством средств», - сказал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, посещая 21 февраля 2011 года 2-ю инженерную бригаду Вооруженных Сил в поселке Сосны под Минском.
Но такие вложения вдвойне эффективны, если в итоге дадут нам технологии так называемого двойного назначения, помогут модернизировать производство и развивать фундаментальные прикладные исследования.
В рамках скорректированной на текущую пятилетку Государственной программы вооружения на 2006 - 2015 годы войска оснащаются современной техникой. На протяжении последних лет в белорусскую армию ежегодно поступает на вооружение в среднем 15 - 17 образцов новой и модернизированной техники, в основном отечественной разработки.
Уровень научной и производственно-технической базы ОСЭ должен соответствовать растущим потребностям Вооруженных Сил. Следовательно, новому облику белорусской армии должен соответствовать и новый облик оборонной отрасли. Вместе с тем инновационная экономика – это не только новая продукция, это и эффективная система управления.
Уже сегодня принятие ключевых решений смещается в оборонную отрасль. И это веление времени. Именно здесь знают свои проблемы, именно здесь должна проявляться инициатива. Как правило, те предприятия и организации, в которых трудовым коллективом и его руководством широко задействованы предприимчивость и деловая инициатива, являются лидерами в своей сфере и находятся на острие применения технико-технологических и управленческих инноваций.
В течение 2010 года проведена серьезная «инвентаризация» Госкомвоенпрома. Мы осознали, что жить по-старому просто не получится, необходим переход к новым формам объединения предприятий, к концентрации научных, производственных, финансовых ресурсов и формированию оборонно-промышленного комплекса страны как такового.
В соответствии с нашими планами основное внимание уделялось практической работе по реализации новых функций, возложенных на комитет в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 602 от 8 декабря 2009 г. Если на первом этапе, начиная с образования в 2003 году, Госкомвоенпром стабилизировал ситуацию на предприятиях ОСЭ, скоординировал их деятельность, то в 2010 году был в основном завершен второй этап развития ведомства, в ходе которого осуществлена централизация управления всеми компонентами военно-технической политики.
Фактически Госкомвоенпром стал республиканским органом государственного управления, проводящим в полном объеме военно-техническую политику Республики Беларусь, осуществляя регулирование и управление в следующих областях: развитие и содержание вооружения; развитие ОСЭ и военно-технического сотрудничества Республики Беларусь (далее – ВТС).
Кроме того, были определены реальные возможности и готовность наших предприятий и организаций к созданию новой, перспективной продукции, а главное - к выполнению серийных заказов.
Основные усилия были перераспределены с простого увеличения объемов производства на решение комплексной задачи производства и реализации современных образцов вооружения.
Сделана ставка на увеличение экспортной составляющей путём выхода на новые рынки, расширения номенклатуры экспорта и перехода к новым формам производственной кооперации.
Для оборонной отрасли в целом в последние годы характерна позитивная динамика развития. Так, в прошлом году суммарный рост производства в подчиненных (подведомственных) Госкомвоенпрому организациях составил 130,4 процента к соответствующему периоду 2009 года. Темпы роста инвестиций – 130 процентов при рентабельности реализованной продукции в промышленности более десяти процентов.
Да, сделано многое, но это не должно создавать иллюзий, что заданные темпы развития будут поддерживаться сами по себе. Динамика процессов во всех областях заставляет действовать только на опережение.
Современный этап развития военного дела характеризуется особенно высокими темпами обновления и совершенствования средств вооруженной борьбы. Катализатором всех преобразований в средствах ведения войны является научно-технический прогресс, который ускоряет развитие оружия и боевой техники, непосредственно влияет на боевую мощь государства, на состояние его Вооруженных Сил.
Одним из главных инструментов в практической реализации достижений научно-технического прогресса в военной области служит военно-техническая политика как система научно обоснованных взглядов, в том числе по вопросам развития оружия и боевой техники, осуществляемая с целью поддержания технического оснащения белорусской армии на уровне современных требований.
С принятием в сентябре 2010 года новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая ввела конкретные показатели и индикаторы качественного состояния вооружения в Вооруженных Силах, задача по проведению государственной политики в области его развития стала как никогда актуальна. «Для того, чтобы понять, что происходит, надо знать, что произошло». Пожалуй, слова дипломата и историка Никколы Макиавелли находят практическое подтверждение и через пятьсот лет.
На основании анализа мировых тенденций развития вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ), оценки научно-технического, производственного, технологического и кадрового потенциалов организаций отечественного ОСЭ были уточнены основные цели, задачи, направления и приоритеты военно-технической политики Республики Беларусь, развития систем вооружения, ОСЭ и ВТС, которые нашли отражение в новой редакции Концепции военно-технической политики.
Этим документом планируется ввести ряд принципиальных отличий от предыдущей редакции Концепции. Например, приоритет в разработке и создании ВВСТ будет отдан перспективным видам, способным удовлетворить потребности Вооруженных Сил Республики Беларусь и, одновременно, востребованными на внешних рынках. Кроме того, сделан упор на реформирование ОСЭ, повышение его эффективности и конкурентоспособности. Предусмотрено формирование системы научно-прикладных исследований в военно-технической сфере и создание научно-технологического задела. Также сделан акцент на многовекторность ВТС.
Исходя из приоритетных задач, стоящих перед экономикой страны, реализации военно-технической политики, направленной на создание образцов ВВСТ, востребованных как в белорусской армии, так и на внешнем рынке, разработана Программа развития Госкомвоенпрома на 2011-2015 годы.
Основная цель которой - создание условий для повышения конкурентоспособности отечественного ОСЭ, его возможностей по производству перспективных образцов вооружения и развития ВТС.
Поэтому программой развития Госкомвоенпрома на 2011-2015 годы определены пять приоритетных направлений развития ВВСТ, такие, как боевые геоинформационные системы, оснащение войск беспилотными авиационными комплексами, системы комплексного противодействия высокоточному оружию, боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск, а также системы огневого поражения. При этом силы и средства сосредотачиваются только на самых актуальных, прорывных направлениях, которые дают конкретный практический результат.
В рамках реализации приоритетных направлений определены головные предприятия, спланировано выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИР и ОКР), а также семь инновационных проектов.
Освоение мировых технологий, успешное применение их при создании отечественной продукции позволяют белорусской «оборонке» удерживать лидирующие позиции по ряду направлений. Вместе с тем ОСЭ уже сегодня должен стать не только активным потребителем инновационных разработок, но и генератором инноваций.
Например, ОАО «АГАТ - системы управления» создаст боевую геоинформационную систему страны. Это то, без чего не может сейчас обойтись современная армия и чем в настоящее время занимаются все страны. Она будет интегрировать различные иерархии управления, различные рода и виды войск, чтобы обеспечить возможность реализации сетецентрических технологий для белорусской армии и, возможно, на экспорт.
Не менее важен проект по разработке комплекса «Солдат – боевые системы». Уже обозначен перспективный облик снаряжения военнослужащего, предлагаемый к реализации в Республике Беларусь, и его интеграция в единую систему управления.
Аналогичные проекты сегодня успешно реализуются в вооруженных силах ряда ведущих западных государств – Германии, США, Франции, Испании и России.
Развитие инновационной экономики предполагает значительное повышение эффективности использования интеллектуального потенциала и роста взаимодействия основных участников инновационного процесса: образования, науки и производства.
Научно-техническая и инновационная политика Госкомвоенпрома опирается на приоритетные направления фундаментальной и прикладной науки, существующие тенденции развития средств ведения вооруженной борьбы.
И это не случайно. Cоздание вооружений и военной техники сложный и длительный процесс, при этом в современном мире настолько стремительно развиваются технологии, что зачастую то, что считалось современным и перспективным буквально пять лет назад, на сегодняшний день уже устарело.
Исторически сложилось так, что самая передовая научная мысль сосредоточена в ОСЭ. 14 научных организаций, подчиненных Госкомвоенпрому, рациональное и координируемое развитие новых технологий при разработке современных образцов вооружения позволят оперативно выйти на более высокий уровень развития производства, в том числе и продукции народнохозяйственного назначения, что обеспечит повышение ее конкурентоспособности на внешнем рынке.
Предприятия и организации ОСЭ в основном сохранили ранее заложенную многопродуктовую структуру обеспечения разработок и производства специальной продукции. Помимо основных производств в их структуру включены вспомогательные цеха и производства, большое число обеспечивающих структурных формирований, охватывающих весь цикл создания законченной продукции. Такой способ организации производства обеспечивает определенную независимость и устойчивость, но резко снижает его эффективность. Имеет место и дублирование видов производств среди предприятий и, как следствие, текущие мощности используются недостаточно. Без устранения системных недостатков невозможно поступательное движение вперед.
Для достижения поставленной цели основные усилия организаций Госкомвоенпрома направлены на решение следующих задач:
-
концентрацию и развитие научно-технического и производственного потенциалов;
-
создание высокотехнологичных, диверсифицированных производств, обеспечивающих разработку и изготовление продукции на современном научно-техническом уровне;
-
снижение себестоимости и сроков изготовления продукции военного назначения за счет специализации производства, переоснащения его современным оборудованием, повышения производительности труда;
-
сокращение непроизводственных расходов за счет оптимизации производства, персонала и производственных мощностей; внедрение в процесс разработки и производства систем менеджмента качества для повышения качества и конкурентоспособности продукции;
-
создание системы частно-государственного партнерства с предприятиями всех форм собственности, производящими продукцию (работы, услуги) военного назначения, выработка условий их вовлечения в реализацию государственных задач по развитию ВВСТ.
В рамках государственных и совместных научно-технических программ, совместных проектов, а также по инициативе отечественных организаций созданы:
-
системы проводной и волоконно-оптической радиосвязи для передачи речевой информации, пакетной передачи данных и радиолокационной информации;
-
системы управления зенитных ракетных и противокорабельных комплексов;
-
аэрокосмическая оптоэлектронная аппаратура и фотограмметрические комплексы; современные системы и средства отображения информации;
-
седельные тягачи, гусеничные и колесные шасси под монтаж вооружения, военной и специальной техники;
-
контрольно-измерительные приборы для радиационной, химической и бактериологической разведок, комплексного контроля и диагностики бортовой электроники авиационной, морской техники.
В качестве одного из таких направлений можно рассматривать космическую отрасль, которую благодаря инновациям необходимо вывести на более высокий уровень развития. И для этого в Беларуси есть соответствующая школа и наработки.
Немаловажное значение имеет научно-техническая кооперация с профильными организации Российской Федерации. Подписание 30 июня 2010 года Меморандума о взаимопонимании между Госкомвоенпромом и Федеральным космическим агентством по вопросам сотрудничества в области космических технологий мы расцениваем, как очередной шаг по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества в сфере проведения исследований и создания космических технологий.
Предприятия ОСЭ активно участвуют в реализации научно-технической программы Союзного государства «Космос - НТ», в создании научно-технического задела для разработки и изготовления целевой аппаратуры космических аппаратов дистанционного зондирования Земли высокого разрешения.
К самым значительным и перспективным проектам в этой области можно отнести разработку и производство специальных устройств микроэлектроники и радиотехники, используемых при реализации космических программ; создание конкурентоспособной оптико-электронной аппаратуры, обеспечивающей получение информации, необходимой для решения задач дистанционного зондирования Земли.
Так, ОАО «Пеленг» - предприятие, включенное в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий Республики Беларусь, специализируется, в том числе и на разработке и выпуске космической аппаратуры. Всего за свою историю ОАО «Пеленг» принимало участие в запуске 35 космических аппаратов.
В рамках реализации Указа Главы государства от 14 июня 2007 года «О мерах по развитию в 2007-2010 годах Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли» предприятие отработало ряд принципиально новых конструктивно-технологических подходов, позволяющих создать целевую аппаратуру дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, а также уникальное технологическое оборудование для реализации этих подходов. К наиболее значительным из которых можно отнести макет объектива целевой аппаратуры с корпусом из углепластика, оптическую скамью для юстировки и проверки характеристик макета объектива, барокамеру, опытные образцы интегральных сборок фотоприёмных приборов с зарядной связью большого формата.
Информация, передаваемая с белорусского спутника дистанционного зондирования Земли, запуск которого запланирован на 2011 г. позволит прогнозировать погодные изменения, вести мониторинг чрезвычайных ситуаций и контролировать использование земельных ресурсов, к примеру, посевные площади, вырубку лесов и даже экологическую ситуацию, а также обновлять топографические карты.
Создание научно-технического задела и строительство корпуса для производства съемочной аппаратуры дистанционного зондирования Земли высокого разрешения позволило заинтересовать иностранных заказчиков в участии и реализации перспективных совместных проектов.
В целях интеграции Республики Беларусь в мировое информационное сообщество и обеспечения информационной независимости государства Госкомвоенпром приступил к реализации проекта по созданию национальной системы спутниковой связи и вещания. Надежная спутниковая система откроет новые возможности для развития отечественной логистики, телевещания и связи, позволит предоставлять инновационные услуги в сфере телекоммуникаций внутри республики и за рубежом, необходимые для инновационного развития страны, станет источником внешних инвестиций.
Сегодня на стадии завершения формирования и начала реализации находятся три государственные научно-технические программы, одна государственная программа научных исследований, одна программа Союзного государства и одна межгосударственная программа государств-участников СНГ.
Ряд проектов, реализуемых сегодня, предусматривает создание образцов и технологий, имеющих спрос как на внутреннем, так и на международном рынке продукции военного назначения. Среди них:
-
создание радиолокационных станций метрового и сантиметрового диапазонов, предполагающее разработку аппаратуры на твердотельной элементной базе, новых способов и алгоритмов обработки радиолокационной информации, отечественных антенно-фидерных устройств и фазированных антенных решеток;
-
разработка автоматизированных систем управления для командных пунктов оперативно-стратегического, оперативно-тактического и тактического уровней;
-
создание автоматизированного дистанционно-управляемого наземного огневого комплекса;
-
разработка системного прикладного программного обеспечения управления радиолокационными, лазерно-оптическими и информационными системами противовоздушной и противоракетной обороны, средствами разведки, радиоэлектронной борьбы, а также предупреждения о ракетном нападении;
-
участие в создании космических аппаратов системы дистанционного зондирования Земли; разработка систем управления огнем бронетанковой техники; организация работ по созданию и производству отечественных беспилотных авиационных комплексов;
-
разработка и освоение в производстве современных цифровых программируемых средств и систем радиосвязи пятого и шестого поколений;
-
участие в совместных с Российской Федерацией работах по созданию оптико-электронных систем для траекторных измерений воздушных и космических объектов.
Научно-техническая программа Союзного государства «Траектория» по созданию нового поколения средств внешнетраекторных измерений двойного назначения направлена на обеспечение технологической независимости Российской Федерации и Республики Беларусь при разработке и производстве стратегически значимых систем.
В течение 2010 - 2011 годов завершается создание экспериментальных образцов всех основных узлов и модулей комплекса, системы обработки информации, управления и отображения, программного обеспечения и осуществляется их комплексирование, испытание и доработка, разработка конструкторской документации.
При этом ряд предприятий Госкомвоенпрома участвует в выполнении более чем 20 работ Союзной программы, важнейшей задачей которой является создание отечественной элементной базы, современных максимально законченных изделий, имеющих самостоятельную ценность, а также научно-производственной основы для дальнейшего технического развития.
Кроме того, реализация данной Программы обеспечит многократное повышение производительности и снижение материальных и трудовых затрат на испытания образцов новой техники при эксплуатации подобных систем.
Результаты, полученные в ходе её выполнения, также найдут широкое применение в различных отраслях: телевидении и связи, радионавигации и картографии, управлении воздушным движением и медицине.
Для решения сложных задач по созданию наукоемких компонентов с техническими характеристиками, соответствующими мировому уровню техники ОАО «Минский НИИ радиоматериалов» активно взаимодействует в рамках ряда государственных и межгосударственных программ с ведущими научными организациями Беларуси и России. Можно отметить положительные результаты еще одной уже завершившейся научно-технической программы Союзного государства «Функциональная СВЧ электроника-2», в результате которой были разработаны и созданы опытные образцы нового поколения микроэлектронных модулей и блоков микроволнового и оптического диапазонов, с использованием которых будут модернизированы существующие радиоэлектронные системы и созданы новые системы оборонной техники и техники «двойного» назначения.
Таким образом, создание новой инновационной экономики, выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции невозможены без модернизации производства, внедрения новых технологий, снижения себестоимости продукции. Только модернизированный, современный, постоянно готовый к работе в условиях жесткой конкуренции оборонный сектор экономики может добиться положительного результата. Причем модернизация – это «приращивание» всех факторов, а не только финансовых.
Следует отметить, что в 2010 году в результате выполнения НИР заложены основы ряда государственных программ нового производства. Среди наиболее перспективных проектов в формате технологических платформ называются построение опорной сети связи военного назначения и многофункциональные беспилотные авиационные комплексы.
В ходе выполнения данных программ (подпрограмм) планируется реализация наиболее важных инновационных проектов. А это - создание современных средств цифровых программируемых средств и систем радиосвязи пятого и шестого поколений и развитие их производства в Республике Беларусь. В рамках реализации данного проекта предусматривается создание цифровой транкинговой системы радиотелефонной связи стандарта АРСО-25 (ОАО «Агат-Систем»).
Также предусматривается создание научно-технического задела для производства разведывательно-ударных (разведывательно-огневых) комплексов с использованием беспилотных летательных аппаратов и создания наземных роботизированных систем различного назначения.
На сегодняшний день в Беларуси создан определенный научно-технический задел, но разработки в основном велись в инициативном порядке. В целях объединения усилий разработчиков, исключения дублирования выпуска однотипной продукции и оптимизации расходов финансовых средств Госкомвоенпромом в тесном взаимодействии с Национальной академией наук Беларуси инициировано открытие на 2011-2015 годы государственной научно-технической программы «Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы и технологии их производства».
Разработка и использование беспилотных авиационных комплексов (далее – БАК) планируется для широкого круга пользователей в интересах развития национальной экономики, укрепления обороноспособности страны, охраны государственной границы и правопорядка, экологического мониторинга и охраны окружающей среды, защиты природных ресурсов, сохранения природного и растительного мира. Кроме этого, массовое использование относительно недорогих средств наблюдения и мониторинга на базе мобильных авиационных носителей повысит эффективность и оперативность управления в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, увеличит возможности по обнаружению, мониторингу и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Применение беспилотной авиационной техники по сравнению с пилотируемой позволит значительно снизить затраты, связанные с ее содержанием, применением и эксплуатацией. По предварительным расчетам стоимость часового полета беспилотных летательных аппаратов в 6-8 раз ниже, чем одного часа полета, пилотируемого ЛА аналогичного уровня.
Созданные образцы БАК различных классов и назначения будут приняты на вооружение белорусской армии. При их разработке и создании мы планируем объединить весь научно-технический потенциал отечественных предприятий и организаций, постоянно проводить анализ мировых тенденций в данной области, учитывать опыт ведущих производителей, результаты которого оперативно учитывать.
Государственной научно-технической программой определены головные организации-исполнители подпрограмм, организации- исполнители (соисполнители) работ. В общей сложности к разработке отечественного БАК планируется привлечь более 20 отечественных предприятий (организаций)-разработчиков. Реализация подпрограмм будет способствовать созданию в Республике Беларусь научно-технической, технологической и производственной базы для выпуска и дальнейшего использования современных БАК специального назначения и двойного применения. В настоящее время ОАО «АГАТ - системы управления» активно работает над разработкой БАК средней и большой дальности.
Не менее важно создание производства навигационной аппаратуры потребителей, которое позволит разработать и внедрить систему обеспечения безопасности граждан и транспортных средств, находящихся в личном пользовании, на базе современных навигационно-информационных технологий.
В настоящее время на территории Республики Беларусь используется широкий спектр систем и средств навигационно-временного обеспечения (НВО), позволяющих определить параметры пространственно-временного состояния объектов, имеющих разные уровни точности решения задач, зоны и времени обслуживания, сложности потребительской аппаратуры и других характеристик. Но ни одна из этих систем в отдельности не может удовлетворить в полном объеме всевозрастающие требования потребителей НВО.
Компенсировать недостатки отдельных систем возможно путем реализации концепции Единой системы (ЕС) НВО Беларуси на базе существующих наземных и спутниковых навигационных систем с использованием перспективных навигационно-временных технологий и методов доступа к информационным ресурсам ЕС НВО Республики Беларусь.
В Госкомвоенпроме УП «СКБ Камертон» определено в качестве головного предприятия в области навигации. В настоящее время УП «СКБ Камертон» осуществляет разработку нормативных правовых актов по созданию ЕС НВО Беларуси. Предприятие сотрудничает с организациями в странах СНГ в рамках Межгосударственного Совета государств-участников СНГ «Радионавигация». Наиболее тесное взаимодействие налажено с партнерами из Республики Казахстан и Российской Федерации.
21 мая 2010 года решением глав правительств Содружества в г.Санкт-Петербурге была утверждена Межгосударственная радионавигационная программа государств-участников СНГ на период до 2012 года. Реализация данной программы станет ярким подтверждением интеграционных процессов на просторах Содружества.
По замыслу государств-заказчиков, а это Российская Федерация, Республика Беларусь и Республики Казахстан, программа должна решить вопросы, связанные с обеспечением функционирования и развития радионавигационных систем государств-участников СНГ на базе национальных систем, разработку и производство конкурентоспособного оборудования и аппаратуры потребителей стран Содружества, а также использование средств радионавигационного обеспечения в интересах широкого круга потребителей.
Программа предусматривает реализацию ряда мероприятий в формате НИР и ОКР, результатами которых должны стать, в том числе радионавигационный план государств – участников СНГ, научно-информационная система «Радионавигация», а также две концепции – по созданию интеллектуальной системы наземного транспорта стран СНГ и по использованию радионавигационной информации в интересах различных групп потребителей государств-участников СНГ.
Дополнительно в 2011–2015 годах Госкомвоенпром планирует реализовать такие основные инновационные проекты, как «Космическое приборостроение» (ОАО «Пеленг»), «Создание многопрофильного производства» (ОАО «АГАТ – электромеханический завод»), в том числе для серийного производства современных радиолокационных станций сантиметрового и метрового диапазонов, разрабатываемых ОАО «КБ Радар». В планах комитета и создание производства гидромеханических трансмиссий (ОАО «МЗКТ»).
В целях реализации инновационных проектов запланировано строительство новых предприятий, новых производств (с использованием новых технологий) на действующих предприятиях, а также модернизация уже действующих на основе внедрения новых и высоких технологий.
В результате будут открыты 2 новых предприятия, 4 новых производства, а также модернизировано (реконструировано) 1 производство. Вместе с тем надо исходить из того, что производителям потребуется время, чтобы усовершенствовать мощности для выполнения серийных заказов, внедрить современное промышленное оборудование, освоить применение передовых материалов и технологий.
Своеобразным трамплином для экономического рывка может стать ускоренный рост инвестиций. С целью повышения конкурентоспособности планируется реализовать ряд важнейших инвестиционных проектов. Например, реконструкция и техническое переоснащение существующего производства ОАО «МЗКТ» позволит расширить модельный ряд по выпуску специальной большегрузной автомобильной техники. На 2011-2015 годы планируется освоить инвестиций в основной капитал в сумме 200 млн. долларов США. Таким образом, реализация данного инвестиционного проекта позволит внедрить новые технологии для дальнейшего наращивания объемов производства продукции, получения прибыли за счет реализации конкурентоспособной автотехники на рынках СНГ и дальнего зарубежья.
Преобразование 19 государственных предприятий Госкомвоенпрома в открытые акционерные общества дает возможность привлекать иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь путем продажи акций, принадлежащих государству, а также эффективно внедрять новую организационную форму управления предприятиями – создание холдингов.
Для сохранения и развития научного и производственного потенциалов, повышения эффективности предприятий, прежде всего, за счет их финансового оздоровления, снижения непроизводственных издержек, улучшения управляемости и расширения рынков сбыта конкурентоспособной продукции, выбран путь реструктуризации и движения к созданию крупных экономических комплексов в системе Госкомвоенпрома в виде холдингов по приоритетным направлениям. Поддержка любых интеграционных процессов – наша стратегическая позиция.
И этот поступательный процесс - веление времени. Дело в том, что небольшим предприятиям сложно конкурировать в условиях современных реалий на мировом рынке. Поэтому необходимо создавать мощные структуры, способные выпускать и продвигать на рынках конкурентоспособную продукцию. Кроме того, холдинги позволят сконцентрировать инженерный потенциал, активнее проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, облегчат привлечение средств для развития и модернизации производства, а также организовать качественную подготовку кадров.
Это путь к более тесной кооперации предприятий в осуществлении ими согласованной инвестиционной политики. В свою очередь это позволит придать всей системной работе новое качество, а предприятиям выйти на более высокий технологический уровень, исключить внутреннюю конкуренцию и дублирование производимой продукции, основываясь на выбранных приоритетах в развитии вооружения.
Появление новых форм предпринимательских объединений в оборонной отрасли является инновационным процессом ОСЭ.
Сотрудничество с иностранными государствами в военно-технической области рассматривается как один из основных факторов научно-технического развития ОСЭ, источник поступления средств для разработки новейших технологий, создания и закупки ВВСТ для потребностей национальных вооруженных сил, других воинских формирований и правоохранительных органов Республики Беларусь.
Сегодня оно осуществляется почти с 40 странами. Созданные в рамках межправительственных соглашений о ВТС, именно межправительственные комиссии (комитеты, подкомиссии) по ВТС (в настоящее время всего действует 20 комиссий) имеют целью решение задач по продвижению белорусской продукции и услуг на внешние рынки, координацию осуществления крупных военно-технических проектов.
В то же время на мировом рынке оружия сейчас идет жесткая борьба за каждый контракт.
Оценивая наш государственный внешнеполитический ресурс и стоящие перед Госкомвоенпромом задачи, надо, прежде всего, правильно представлять место нашей страны на континенте и в мире. Как теперь принято говорить, правильно «позиционировать» себя.
О динамике осуществляемых белорусскими предприятиями Госкомвоенпрома экспортных поставок и услуг в отношении продукции военного назначения, в том числе и белорусской, можно судить по объемам валюты, поступающей от реализации контрактов в бюджет Республики Беларусь. В последние годы их ежегодный темп роста составлял порядка 110 процентов.
По итогам комплекса мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области ВТС, рост объёма экспорта продукции предприятий Госкомвоенпрома в 2010 году достиг почти 140 процентов к 2009 году, в том числе рост экспорта товаров составил около 130 процентов, а экспорта услуг – более 180 процентов.
При этом увеличение количественных показателей обеспечено в условиях сокращения ликвидных образцов вооружения из наличия военного ведомства за счет продукции отечественных предприятий.
Среди основных направлений ВТС с иностранными государствами можно выделить активное продвижение на внешний рынок продукции подчиненных Госкомвоенпрому организаций. От простых экономических форм импорт-экспорт на начальном этапе мы подошли вплотную к проектам по созданию совместных сборочных производств на территории иностранных государств, а также сервисных центров по ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники.
В 2010 году от разговоров по привлечению иностранных инвестиций перешли к реальным делам. Создано совместное общество с ограниченной ответственностью «Волат-Санцзян» по производству гидромеханических передач. В 2011 и 2012 годах планируется осуществить выход СООО «Волат-Санцзян» на производство 150 - 300 штук гидромеханических передач различного уровня соответственно, обеспечив при этом полностью внутреннюю потребность ОАО «МЗКТ».
Увеличение экспортной составляющей достигается путём расширения номенклатуры экспорта и перехода к новым формам производственной кооперации и привлечения в Республику Беларусь инновационных технологий и разработок.
Рынок вооружения и военной техники очень специфический. В мире не наберется и нескольких десятков стран, которые по своему интеллектуальному и промышленному потенциалу способны выпускать продукцию военного назначения законченного цикла. Беларусь – один из производителей конкурентоспособной техники. Республика обладает как собственными разработками, так и большим потенциалом в рамках сотрудничества белорусского и российского оборонно-промышленных комплексов.
Среди стран СНГ Беларусь первой объявила 2010 год Годом качества. Этот шаг был высоко оценен в деловых кругах России, которая заинтересована в высоком качестве белорусской продукции военного назначения, так как по многим позициям наша страна для восточного соседа является стратегическим партнером.
В настоящее время в соответствии с действующей нормативной правовой базой между Республикой Беларусь и Российской Федерацией налажена тесная кооперация между оборонными предприятиями сторон. Почти 280 предприятий России поставляют для ОАО «МЗКТ» (на постоянной основе) необходимые материалы и комплектующие. В свою очередь почти вся продукция предприятия идет на экспорт, основная доля которого (85 процентов), приходится на Российскую Федерацию. Продукция ОАО «МЗКТ» не только не уступает, но зачастую и превосходит мировые аналоги. Участвуя в различных международных тендерах, предприятие выигрывает у американских, европейских и китайских автомобильных грандов, не используя при этом демпинг. Высокие потребительские качества техники позволяют получать выгодные контракты.
Не случайно российский ракетный щит сегодня прочно стоит на белорусской колесной базе. Например, моноблочный мобильный ракетный комплекс «Тополь-М» и его усовершенствованный вариант «Ярс» пока нельзя представить без белорусских специальных шасси под данные комплексы вооружений.
Впрочем, на рынке нашего восточного соседа востребована не только военная, но и гражданская техника с маркой МЗКТ. Это автомобили и тягачи для газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, самосвалы для транспортировки сыпучих грузов по дорогам всех категорий, специальные шасси для деревообрабатывающей промышленности и под монтаж кранового и технологического оборудования, а также прицепная техника различного назначения.
ОАО «ВОЛОТАВТО» имеет тесные связи с предприятиями Российской Федерации по совместной разработке и изготовлению сложных изделий на мобильных платформах, силовых приводов и систем управления ими.
Основными направлениями сотрудничества ОАО «Пеленг» с российскими партнерами являются создание современных прицельных комплексов для систем управления огнем перспективной бронетанковой техники и аппаратуры дистанционного зондирования Земли.
Достижения ОАО «Конструкторское бюро системного программирования» в области создания программного обеспечения автоматизированных радиотехнических информационных систем отмечены десятками Государственных наград Российской Федерации, Государственной премией Российской Федерации, Благодарностью Президента России.
Хочу подчеркнуть важность совместного с Россией строительства Союзного государства, которое имеет несколько аспектов. Это и экономика, и нормативно-правовое пространство, и граница, и оборона, и многое другое. По общей оценке, российско-белорусская интеграция в военной и военно-технической области продвинулась наиболее далеко. Очевидно, что столь интенсивная работа в данном направлении в последние годы свидетельствует о том, что наши страны хотят как можно быстрее получить максимальную эффективность от белорусско-российского ВТС.
Я рассматриваю наше военно-техническое сотрудничество в первую очередь как фактор и средство укрепления общей безопасности двух государств. Именно в этом заключается решающий фактор поддержания мира и стабильности в регионе, а также отношений, которые должны быть между братскими народами, и одновременно защиты национальных интересов двух государств.
Осуществляется оно в рамках деятельности Белорусско-Российской межправительственной комиссии по ВТС, созданной в октябре 2002 г. За прошедшее время комиссией проведено одиннадцать заседаний, крайнее из которых состоялось 12 ноября 2010 г. на белорусской земле.
Основное внимание в своей работе комиссия уделила вопросам развития нормативной правовой базы двустороннего сотрудничества в военно-технической сфере.
Беларусь и Россия – два суверенных государства, законодательства которых немного отличаются. Необходимо унифицировать правовую базу в области ВТС. Это не просто, но понимание необходимости такого шага есть с обеих сторон. Этот процесс идет. В оптимизации законодательного обеспечения ВТС наших государств мы видим один из резервов повышения эффективности в этой сфере.
В 2010 году Беларусь и Россия последовательно завершили процедуры ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества.
Реализация Договора позволит заключать контракты между уполномоченными органами Республики Беларусь и Российской Федерации на поставки (работы, услуги) продукции военного назначения «напрямую» по упрощенной схеме, что повысит оперативность их подготовки и реализации по утвержденным перечням, без оформления лицензий и уплаты таможенных пошлин и сборов, а также осуществлять взаимные поставки (работы, услуги) продукции военного назначения по ценам внутреннего рынка (как для собственных силовых ведомств).
В Республике Беларусь и Российской Федерации в целях реализации данного Договора Госкомвоенпромом и ФСВТС России подготовлены проекты необходимых нормативных правовых актов.
Ещё одним из приоритетов внешнеэкономической деятельности Беларуси являться ВТС в формате Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ). Среди выдвинутых нашей страной инициатив и приоритетов – доработка и согласование проекта Соглашения об организации работ по стандартизации оборонной продукции в рамках ОДКБ, подготовленного Белорусской национальной частью Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. Кроме того, в рамках 5-й Международной научной конференции по военно-техническим проблемам, проблемам обороны и безопасности, использованию технологий двойного применения, которая пройдет с 25 по 26 мая 2011 г. в г. Минске, запланирован круглый стол на тему «Пути совершенствования вооружения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ».
ВТС с государствами Юго-Восточной Азии, Африканского континента, Южной Америки — еще одно принципиально важное направление внешнеэкономической деятельности Госкомвоенпрома. Здесь используется потенциал двусторонних межправительственных (совместных, смешанных) комиссий (комитетов, подкомиссий) по военно-техническому сотрудничеству, результатом деятельности которых становится работа по дальнейшей реализации заключенных контрактов, обсуждение перспективных проектов сотрудничества в военно-технической области с целью заключения новых контрактов.
В целом развитие отраслевой науки и научно-технического потенциала ОСЭ должно обеспечить решение задач социально-экономического развития Республики Беларусь.
Благодаря успешному выполнению запланированных Госкомвоенпром мероприятий уже в 2015 году ожидается достижение следующих показателей. Производство продукции в 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличится в 1,5 раза. Ожидается, что доведение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, возрастет до 20 процентов, а внутренние затраты на научные исследования и разработки достигнут почти 470 000 млн. рублей. Кроме того, доведение удельного веса инновационно-активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, до 37,5 процента. Все это положительно скажется на снижении импортоемкости до 23 процентов.
Таким образом, развитие Госкомвоенпрома на последующие пять лет должно стать тем фундаментом, на котором будет крепко стоять здание, называемое обороноспособностью нашего государства.
Одним словом, в настоящее время делается все, чтобы ОСЭ стал, как это поручил Глава государства, локомотивом ускоренного движения нашей промышленности вперед, внедрения инноваций в производство, повышения конкурентоспособности белорусской продукции, а значит и благосостояния белорусских граждан, и эта задача сегодня успешно выполняется.
www.federalbook.ru