Главная/Новости/Публикации
15.01.2014

И НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО, или Опыт «оборонки» Белоруссии

В конце минувшего года в Москве при участии президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко было подписано межправительственное Соглашение о реализации Программы военно-технического сотрудничества (ВТС) между Российской Федерацией и Республикой Беларусь до 2020 года. Одним из участников и исполнителей соглашения с белорусской стороны является Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь (Госкомвоенпром), считающийся локомотивом экономики республики. О том, что представляет собой Госкомвоенпром Белоруссии сегодня, о его взаимодействии с оборонно-промышленным комплексом России мы попросили рассказать председателя комитета Сергея ГУРУЛЕВА.

- Сергей Петрович, в самый канун 2014 года Госкомвоенпрому исполнилось 10 лет. Каких результатов удалось добиться за это время?

- За десятилетний период Государственный военно-промышленный комитет прошёл этапы становления и развития в соответствии с растущими потребностями вооружённых сил Республики Беларусь, став республиканским органом государственного управления, проводящим в полном объёме военно-техническую политику государства.

- Многие эксперты отмечают, что за столь короткий срок Белоруссии удалось создать гибкую и эффективную модель управления оборонно-промышленным комплексом и оборонным сектором экономики…

- Действительно, при решении этой задачи был получен достойный результат. На базе десятков разрозненных предприятий была создана вертикально интегрированная структура ОПК. В единое целое объединены холдинги, научно-производственная и ремонтная база военно-промышленного комплекса, которая была усилена спецэкспортёрами. В настоящее время в систему Госкомвоенпрома входят 22 основных оборонных предприятия и организации страны, в которых работают в общей сложности около 15 тысяч человек. Действующие на сегодняшний день процессы внутриотраслевой кооперации позволяют предприятиям «оборонки» иметь достаточно высокий уровень взаимопонимания. Комитет также координирует деятельность около 110 предприятий и организаций, имеющих лицензии на разработку, производство, модернизацию и ремонт продукции военного назначения (ПВН).

- Помимо приведения в порядок и координации деятельности существующей структуры ОПК какие ещё задачи инновационного развития стоят перед Госкомвоенпромом?

- В 2010 году Госкомвоенпромом сопровождалось или контролировалось несколько сотен опытноконструкторских работ. На тот момент наблюдалась весьма странная ситуация. Большинство предприятий не было заинтересовано в получении конкретного результата. ОКР выполнялись, закрывались, и вся техническая документация по ним ставилась на полку. Получалось, что работа вроде бы и сделана, но она не приносила реальной прибыли ни предприятию, ни государству. Была проведена серьёзная «инвентаризация» Госкомвоенпрома. При этом основное внимание было уделено практической работе по реализации новых функций, возложенных на комитет. Упор был сделан на качественную аналитическую поддержку решений, организации кооперационных связей и развитию отрасли в целом. Всё это позволило устранить определённый дисбаланс между выполнением отдельных ОКР и серийным производством разработанной техники, повысить заинтересованность и ответственность руководителей предприятий в конечном результате. При этом отмечу, что наши силы и средства сосредоточены на самых актуальных, прорывных проектах, которые дают конкретный практический результат и экономический эффект.

- Можно ли говорить о том, что ставка при реализации инновационной политики в сфере ОПК была сделана на крупные современные структуры – многоуровневые, вертикально интегрированные?

- Важнейшим итогом 2011 года стало формирование трёх холдингов – «Системы связи и управления», «Геоинформационные системы управления» и «Системы радиолокации». Они способны разрабатывать, серийно производить и продвигать на рынках конкурентоспособную продукцию. Эффект от реализации подобных проектов заключается в повышении конкурентоспособности и устойчивости крупных отечественных производств и предприятий. Сегодня мы работаем над созданием новой структуры, которая будет иметь более прозрачный механизм управления. Мы понимаем, что в целях укрупнения интегрированных структур, нацеленных на решение стратегических задач, концентрации всех ресурсов ОСЭ, проведения единой финансовой, производственной и технологической политики целесообразно всё же перейти к такой форме объединения, как «Оборонвоенпром».

- Какова степень участия Госкомвоенпрома в мероприятиях государственной программы инновационного развития Белоруссии на 2011–2015 годы?

- В 2011 году организации Госкомвоенпрома приступили к реализации 7 инновационных проектов, вошедших в названную программу. В их числе – «Создание производства навигационной аппаратуры потребителей», «Создание производства гидромеханических трансмиссий», «Космическое приборостроение», «Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы специального назначения». В результате инновационной деятельности получен дополнительный импульс в развитии космической и авиационной отраслей промышленности, а также в сфере навигации.

- Россия – давний и традиционный партнёр Белоруссии в сфере ВТС. Как вы охарактеризуете современное состояние оборонного сотрудничества наших стран?

- Безусловно, Российская Федерация по-прежнему остаётся приоритетным стратегическим партнёром для Беларуси. У нас давние связи. Сегодня две страны соединяют союзнические отношения. За 22 года независимости белорусские предприятия совершили мощный рывок вперёд, освоив разработку и производство высокотехнологичных и интеллектуальных образцов ВВТ. При этом большинство из них по-прежнему ориентировано на российскую «оборонку». Более трети всего экспорта белорусской «оборонки» приходится на Россию. Например, ОАО «Минский завод колёсных тягачей» поставляет в РФ свыше 80 процентов своей продукции. Многие белорусские предприятия поставляют российским «смежникам» элементную базу, радиоэлектронные устройства и прочие комплектующие. Сегодня можно говорить и о перспективах сотрудничества в сфере спутниковой навигации и совместном применении ГЛОНАССтехнологий на территории двух союзных государств. По итогам заседания Совета министров Союзного государства, которое прошло 13 декабря 2013 года в Москве, подписано белорусско-российское межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которое создаст законодательную основу для совместного ведения разработок по созданию наземных функциональных дополнений этой системы, будет способствовать продвижению на рынках стран Таможенного союза разрабатываемой продукции и обеспечит единство технологических подходов при построении навигационно-информационных систем. Запуск на орбиту 22 июля 2012 года белорусского космического аппарата скооперировал возможности не только белорусских учёных, но и привёл к научному взаимодействию с рядом российских научных организаций. Нужно отметить, что оборудование, которое разработано в нашей стране и установлено на белорусском спутнике, внедряется также на ряде российских космических объектов.

- В октябре прошлого года по итогам заседания рабочей группы высокого уровня была подписана Программа мероприятий по активизации сотрудничества предприятий оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации на 2012–2015 годы. Какие задачи в рамках этой программы поставлены перед ОПК наших стран?

- С подписанием программы Россия и Беларусь вышли на системное развитие сотрудничества в области ОПК. Фактически это план совместных действий по интеграции ОПК Беларуси и России и разрешению имеющихся проблемных вопросов сотрудничества. Плодотворная работа национальных частей рабочей группы высокого уровня позволила расширить тот перечень механизмов, которые позволят говорить о дальнейшей динамике в развитии интеграции и кооперации предприятий ОПК двух стран. Интеграция усилий разработчиков и производителей ВВТ не случайно определена в программе одним из главных направлений. Именно по линии ВТС, кооперации между предприятиями оборонно-промышленных комплексов продвижение идёт наиболее быстрыми темпами. Но нам нужны процессы объединения усилий на равной основе. Это нужно для того, чтобы поднять на более высокий уровень производство продукции на наших предприятиях. Речь не идёт о торге «продать – не продать». Речь идёт именно об объединении, о развитии и укреплении наукоёмких производств, повышении научно-технического потенциала. В заключение хотел бы добавить, что потенциал военно-промышленного комплекса наших стран конечно же раскрыт ещё не до конца. Да, были сложные годы, все мы помним это. Эти годы позади, и я уверен, что впереди много интересной работы и много новых достижений. Невозможное на самом деле возможно. И мы стараемся доказывать эту истину каждый день своей деятельностью.

Беседовал Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».