23.06.2011

Многолетний опыт созидает будущее

Свою историю 558‑й авиационный ремонтный завод ведет практически с первых дней Великой Отечественной войны. 26 июня 1941 года в городе Харькове были сформированы 38‑е подвижные авиационно-ремонтные мастерские. За четыре года рабочие и техники возвратили в строй 286 боевых самолетов, отремонтировали почти 1.300 авиационных моторов, что эквивалентно численности восьми-девяти авиаполков.

5 апреля 1945 года за заслуги в Великой Отечественной войне 38‑е ПАРМ награждены орденом Красной Звезды. В 1953 г. мастерские были передислоцированы в г. Барановичи Брестской области, а в 1958–1961 гг. – переведены из железнодорожных вагонов во вновь построенные производственные помещения.

В 1966 году завод был переименован в «558‑й ордена Красной Звезды авиационный ремонтный завод», который вошел в состав 26‑й воздушной армии.

Сегодня 558‑й АРЗ является одним из наиболее успешных и стабильных предприятий, входящих в структуру Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Это единственное в стране и одно из немногих предприятий на территории СНГ, оказывающее столь широкий спектр услуг по ремонту и модернизации различных типов авиационной техники. Для удовлетворения потребностей военной и гражданской авиации завод располагает отлаженной системой организации работы, достаточными производственными площадями, энергосистемами, уникальным технологическим оборудованием, инструментом и оснащением, всеми видами нормативно-технической документации. Большое внимание уделяется разработке сервисного оборудования, а также использованию новых технологических процессов.

Основное направление деятельности предприятия ремонт самолетов Су-22, Су-25, Су-27, МиГ-29, Ан-2 и вертолетов Ми-8 (Ми-17) и Ми-24 (Ми-35). 558‑й АРЗ осуществляет полный цикл ремонта планера и всех комплектующих, выполняет комплекс доработок авиационной техники и дополнительные профилактические мероприятия, повышающие ее надежность. Особое внимание при ремонте уделяется дефектации с применением современных методов неразрушающего контроля (магнитного, токовихревого, рентгенотелевизионного и др.). Жесткие требования предъявляются ко всем материалам и деталям, применяемым при ремонте. Для этого действуют трехступенчатая система входного контроля и аккредитованная Центральная заводская лаборатория.

558‑й АРЗ проводит ремонт всего комплекса бортового оборудования самолетов и вертолетов, для чего имеется комплект контрольных приборов и устройств, а также технологические стенды. На заводе разработаны и внедрены современные комплексы поиска отказавших элементов в блоках радиоэлектронного и авиационного оборудования.

Уровень подготовленности производственного персонала предприятия и его квалификация гарантируют высокое качество выполнения работ, предусмотренных при ремонте авиационной техники. Это, в свою очередь, обеспечивает ее надежную работу до выработки всего межремонтного ресурса.

Система менеджмента качества ремонта сертифицирована на соответствие отечественным и международным стандартам качества СТБ ISO 9001, СТБ ISO 14001, СТБ 18001, ISO 9001, ЕN 9100 и АП-145.

За достижения в области качества, внедрение высокоэффективных методов управления качеством и выпуска конкурентоспособной продукции (услуг) в 2004 году предприятие награждено дипломом и Памятным Знаком правительства Республики Беларусь.

>

В 2008 году 558‑й авиационный ремонтный завод награжден почетным дипломом за 1‑е место по итогам работы промышленных организаций Брестской области.

Помимо ремонта, на предприятии в 2005 году освоена модернизация самолетов Су-27, МиГ-29 и вертолета Ми-8. В результате модернизации истребителей Су-27УБ до уровня Су-27УБМ и МиГ-29 до уровня МиГ-29БМ были получены многофункциональные авиационные комплексы мирового уровня, которые могут эффективно вести борьбу с воздушным противником и наносить удары по наземным объектам.

Значительно расширена номенклатура применяемых авиационных средств поражения, в том числе внедрена возможность использования высокоточного оружия. Выросший боевой потенциал модернизированных образцов авиационной техники по ряду значений превосходит современные зарубежные аналоги.

Усовершенствования также коснулись информационно-управляющего поля кабины экипажа, радиолокационного прицельного комплекса и навигационной системы. Улучшены характеристики дальности и продолжительности полета, обеспечена возможность дозаправки в воздухе (самолет МиГ-29БМ). Внедрение новейших технологий позволило на модернизированном самолете МиГ-29БМ в марте 2005 года установить 15 мировых рекордов (по времени набора высоты, максимальной скорости на замкнутом маршруте). 

Кроме того, расширены возможности проведения экспресс-анализа качества выполнения полетного задания и работы бортовых систем.

Модернизация вертолета

Ми-8МТ до уровня Ми-8МТКО повысила его боевую эффективность и значительно расширила возможности по применению винтокрылой машины в различное время суток и в различных погодных условиях.

Расширена номенклатура применяемых авиационных средств поражения. Усовершенствованная машина оснащается гиростабилизированной оптико-электронной обзорно-прицельной системой, комплектом оборудования ночного видения, современным комплексом навигации и электронной индикации, новыми управляемыми средствами поражения.

Особое внимание уделяется разработке новых образцов военной техники, сервисного оборудования, а также внедрению новых технологических процессов. На 6‑й Международной выставке вооружения и военной техники «MILEX – 2011» можно было увидеть новейшие разработки предприятия – бортовую аппаратуру индивидуальной радиотехнической защиты летательного аппарата от высокоточного радиоуправляемого оружия классов «поверхность – воздух» и «воздух – воздух» – «Сателлит», беспилотный авиационный комплекс тактического назначения «Гриф-1» и сверхлегкое воздушное судно – мотодельтаплан.

Аппаратура «Сателлит» с высокой степенью вероятности – 90%  – исключает поражение защищаемого объекта ракетами с радиолокационными головками самонаведения и выполняет постановку помех автоматически всем атакующим радиолокационным средствам противника (истребители-перехватчики, зенитный ракетный комплекс). В 2008 году были произведены первые испытания с аппаратурой, а в 2010 году приступили к ее серийному производству.

Согласно реализации Государственной научно-технической программы «БАК и технологии» по созданию беспилотных авиационных комплексов в Беларуси, 558‑й АРЗ задействован в разработке и изготовлении планера и двигателя внутреннего сгорания для БАК тактического и оперативного назначения.

Еще одна собственная разработка предприятия –  сверхлегкое воздушное судно. В 2008 году был выполнен первый испытательный полет мотодельтаплана. В настоящее время ведутся работы по разработке и изготовлению новых образцов СВС для военного и гражданского применения.

Специализируясь в области капитально-восстановительного ремонта и модернизации авиатехники, завод постоянно стремится расширить сферу своей деятельности. На базе 558‑го АРЗ создан и эффективно действует учебный центр. В настоящее время благодаря накопленному опыту ремонта авиатехники различных типов, развитой производственной базе и передовым технологиям предприятие на высоком уровне осуществляет теоретическую и практическую подготовку инженерно-технического и летного состава заказчиков, проводит обучение эксплуатации и обслуживанию авиационной техники в соответствии с требованиями РТЭ и РЛЭ по разработанным учебным программам. В учебном процессе широко применяются компьютерные образовательные технологии. За последние годы на предприятии прошли обучение по эксплуатации и ремонту самолетов Су-22, Су-25, Су-27, МиГ-29 и вертолетов Ми-8 (Ми-17), Ми-24 (Ми-35) более 400 иностранных специалистов. Обучение технического персонала может осуществляться как на территории собственного предприятия, так и на территории заказчиков.

Производственный потенциал 558‑го АРЗ обеспечивает полный цикл разработки, производства и сервисного обслуживания авиационно-технических средств. Разработка и изготовление современных электронных автоматизированных рабочих мест позволяет эффективно проводить диагностику и ремонт радиоэлектронных блоков независимо от объекта применения (авиация, зенитные ракетные комплексы и другие). Применение автоматизированных тестовых комплексов позволяет осуществлять ремонт цифровых, цифроаналоговых и аналоговых плат, субблоков, блоков широкого спектра электронного оборудования без наличия принципиальной электрической схемы.

Кроме того, специалистами завода разработана система логистической поддержки поставляемой продукции, обеспечивающая заказчикам материально-техническое и информационное сопровождение авиационной техники в течение всего срока ее эксплуатации.

Безусловно, все успехи 558‑го АРЗ были бы невозможны без инженеров, конструкторов, рабочих – всех тех, кто составляет высокопрофессиональный коллектив ведущего предприятия отрасли.  

Накопленный опыт, высочайшая квалификация персонала, а также передовое оснащение производства, высокое качество услуг, точное и своевременное исполнение заказов позволили предприятию завоевать авторитет среди авиаторов многих стран мира. Марка качества и надежности предприятия хорошо известна среди партнеров по военно-техническому сотрудничеству, а это более 20 стран Европы, Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Африки.