Новости

Опыт Китая

В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 3 декабря 2021 г. № 9
«О развитии двухсторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой»

Опыт Китая по коммерциализации инноваций и созданию условий для их разработки

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие (совершенствование) инновационной политики

2. Финансирование науки и инноваций

3. Опыт финансирования фундаментальной науки

4: Развитие кадрового потенциала

5. Укрепление сотрудничества между промышленностью и наукой

6: Трансфер технологий между наукой и промышленостью

7. Поддержка инновационного предпринимательства (МПС)

8. Развитие отраслевых инновационных кластеров

9. Публикационная активность

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

CBIV – Cross-Border Impact Ventures

GIF – Global Innovation Fund

ME – Ministry of economy (Министерство экономики)

MIIT – Ministry of Industry and Information Technology (Министерство промышленности и информационных технологий)

MOST – The Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China (Министерство науки и технологий КНР)

NDRC – The National Development and Reform Commission (Национальная комиссия по развитию и реформам)

NSFC – The National Natural Science Foundation of China (Научный Фонд Китая)

БД – база данных

ВФГУ – венчурный фонд с государственным участием

ГЦСС – глобальная цепочка создания стоимости

ГЧП – государственно-частное партнерство

ЕС – Европейский союз

ЗВТ – зона высоких технологий

ЗЭТР – зона экономического и технологического развития

ИИ – искусственный интеллект

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

ИТ – информационные технологии

КИКГЧП – Комитет по инновациям, конкурентоспособности и государственно-частным партнерствам

КФУ – кредитно-финансовые учреждения

МНТИС – международное научно-техническое и инновационное сотрудничество

МСБ – малый и средний бизнес

МСП – малое и среднее предпринимательство

НДЗИ – национальная демонстрационная зона инноваций

НДС – налог на добавленную стоимость

НИИ – научно-исследовательский институт

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИР – научно-исследовательская работа

НИС – национальная инновационная система

ННТП – Национальный научно-технический портал Республики Беларусь

НПО – научно-производственное объединение

НТИ – наука, технологии, инновации

ОТР – опытно-технологическая работа

ОЭЗ – особая экономическая зона

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

ПИИ – прямые иностранные инвестиции

ПИС – права интеллектуальной собственности

СЭЗ – свободная экономическая зона

ТНК – транснациональная корпорация

ЧПУ – числовое-программное управление

 

Введение

Опыт Китая в деле построения и развития инновационной экономики признается одним из наиболее успешных в мире. Страна превратилась из экономической системы, характеризующейся низким уровнем развития технологий в один из мировых инновационных центров, открытых для международной торговли и обмена технологиями. В течение трех последних десятилетий рост ВВП Китая составлял в среднем около 10 % в год, что является самым быстрым темпом долгосрочного развития экономики крупной страны в новейшей истории. Длительный период экономического роста позволил качественно улучшить условия жизни. Китай, общая численность населения которого составляет более 1,4 млрд человек, в последнее время стал второй по величине экономикой и продолжает укреплять свое положение в мире.

Проведенное исследование показало, что стремительное инновационное развитие Китая в последние десятилетия обусловлено рядом важных факторов, многие из которых представляют практический интерес для Республики Беларусь с точки зрения возможного использования в процессе построения национальной инновационной системы, инновационной экономики.

Ряд предложений по использованию опыта Китая в целях коммерциализации инноваций и результатов НИОКР, охватывающей все этапы их развития – от идеи до реализации конечной продукции на мировом рынке, и созданию благоприятных для этого условий представлены ниже.

 

1. Развитие (совершенствование) инновационной политики

Одним из ключевых факторов успеха является официальное признание на высшем политическом уровне и определение инновационного курса главной движущей силой развития страны. Соответственно, этот подход стал, фактически, обязательным на всех уровнях государственного управления, как национального, так и регионального. Он стал определяющим при разработке всех стратегических программных документов страны. Что еще более важно – он не стал чисто декларативным, а стал реально воплощаться в жизнь, включив в данный процесс все слои общества. 24 государственных органа уполномочены управлять инструментами политики, два из них занимают центральное место. Это Государственный совет и Министерство науки и технологий (МНТ). В совокупности эти органы несут ответственность за управление половиной всех инструментов инновационной политики. Другие центральные органы, отвечающие за реализацию политики, включают Национальную комиссию по развитию и реформам (НКРР), Национальный научный фонд Китая, Министерство промышленности и информационных технологий и Министерство экономики. В дополнение к этому многочисленные программы и инструменты поддержки НТИ находятся в ведении местных властей в различных провинциях.

При этом государство проводит активную трансформацию как экономического, так и научного секторов, делая это в синхронном режиме.

Поддерживая высокие темпы инновационного развития в течение нескольких десятилетий, Китай смог реформировать собственную экономику и превратиться из производственного в один из крупнейших инновационных центров мира. Успех инновационного развития Китая был бы невозможен без целенаправленной государственной поддержки. Государство стимулировало развитие инноваций на протяжении более тридцати лет за счет сочетания экономической и промышленной политики, а также значительных инвестиций в образовательную и научно-исследовательскую инфраструктуру. Государственная поддержка помогла получить обширный опыт в ряде отраслей и создать национальную инновационную систему с необходимым количеством специалистов и эффективными институциональными механизмами для достижения амбициозных целей инновационного развития.

В Республике Беларусь вопросы инновационного развития также обозначены в качестве приоритетных, однако на сегодняшний день они все еще носят достаточно фрагментарный характер. Большинство РОГУ имеют свое видение данного процесса и действуют в рамках своих ведомств. А именно совместно выстраиваемая инновационная политика, завязанная на сильных горизонтальных связях и сотрудничестве, и дает синергетический эффект, т.е. сотрудничество всех министерств и других РОГУ необходимо, также как и учет национальных приоритетов и целей развития при разработке отраслевой инновационной стратегии. Пересмотр подходов к формированию инновационной политики и механизмов ее реализации требует более целостных подходов, что подтверждает опыт Китая.

 

2. Финансирование науки и инноваций

В Китае есть четкое понимание того, что для успешного построения инновационно-ориентированного общества, необходимо совершенствование НИС. При этом ключевым условием развития и эффективного функционирования НИС является достаточное финансирование НИОКР. Объем затрат на эти цели, их доля в ВВП отражают роль сферы науки, технологий и инноваций в процессе воспроизводства общественного продукта и внимание, какое в той или иной стране уделяется этой сфере как фактору становления новой экономики, основанной на знаниях. Соответственно, в Китае расходы на НИОКР постоянно растут. Даже в период мирового финансового кризиса прошлого десятилетия отмечалась их положительная динамика: в 2008-2011 гг. их объем увеличился в 1,65 раза, и сегодня по вложениям в эту сферу Китай уступает только США. Доля затрат на НИОКР в валовом продукте страны также возросла и в 2020 г. достигла 2,4% ВВП, что значительно выше соответствующего показателя в остальных странах группы БРИКС и не уступает среднему для стран - членов ЕС.

Чтобы выйти по основным экономическим показателям на уровень более развитых стран требуется увеличение вложений в развитие науки и технологий и совершенствование процессов внедрения/коммерциализации научно-технологических достижений в производство. В Китае – это неоспоримая истина. Сфера развития научно-технологического и инновационного комплекса выделена в приоритетное направление.

Особый интерес вызывают источники финансирования НИОКР. Около 80% вложений в НИОКР – инвестиции предприятий. Расходы на НИОКР растут в Китае именно за счет инвестиций предприятий. Правительство указывает на возрастающую роль бизнеса как основного источника финансирования научных разработок и поддерживает эту тенденцию, создавая соответствующие условия.

В Республике Беларусь данная задача также рассматривается как важная, и это отмечено в ряде национальных документов, в свое время была поставлена цель по достижению 2% ВВП на финансирование НИОКР, однако в последние годы наблюдается сокращение расходов. Нет сомнений, что в условиях кризисов, санкций наращивать расходы на НИОКР – сложнейшая задача. Тем не менее опыт Китая и других развитых стран подтверждает тот факт, что без своевременного развития науки и инноваций страна начинает сильно отставать и проигрывать на мировом рынке еще больше.

В данном процессе роль отраслевых министерств, ведомств, концернов в наращивании финансирования особенно прикладных НИОКР как в своих подведомственных НИИ, так и во взаимодействии с ВУЗами и другими исследовательскими организациями исключительно важна. При этом следует активнее использовать возможность получения софинансирования со стороны государства путем участия предприятий в проектах, представляющих интерес для их развития, входящих в государственные программы: ГПНИ, ГНТП и ГПИР.

 

3. Опыт финансирования фундаментальной науки

Китай добился значительных успехов в наращивании своего исследовательского потенциала (рост инвестиций в НИОКР, числа исследователей, публикаций результатов исследований). Вместе с тем, страна развивалась в рамках модели догоняющего развития, в связи с чем была поставлена задача сократить разрыв в инновационном развитии. Это требовало проведения фундаментальных исследований с инновационной направленностью с целью создания базиса инновационного развития Китая.

Финансирование фундаментальных исследований в Китае осуществляется в основном за счет бюджетных средств. В 2019 г. центральное правительство Китая инвестировало 50,25% от общего объема национальных инвестиций в фундаментальные исследования, на долю местных органов власти приходилось около 30% государственных инвестиций. Согласно 14-му пятилетнему плану, в следующие пять лет расходы страны на НИОКР, как ожидается, будут расти более чем на 7% в год, а расходы на фундаментальные исследования будут составлять ок. 8%. При этом идет концентрация усилий и ресурсов, в первую очередь, на прорывных направлениях исследований, что, в свою очередь, означает серьезную потребность и поддержку именно фундаментальных исследований.

Система финансирования фундаментальных исследований центральным правительством Китая прошла длительную эволюцию. Крупнейшем китайским агентством по финансированию фундаментальных исследований является Национальный фонд естественных наук Китая (National Natural Science Foundation of China, NSFC). Так, в рамках его основных программ, финансируемых в 2019 г., НИИ получили 33,47% от общего объема средств, университеты – 66,36%, другие организации – 0,17%.

Анализ ряда крупнейших программ показал, что проекты подвергаются серьезной экспертизе (финансирование получает только 1/5 часть заявленных проектов); наиболее популярное направление подачи заявок – медицинские науки; существует возможность самостоятельного выбора тематики и направления исследований в рамках некоторых программ.

С целью коммерциализации результатов фундаментальных исследований и развития кооперации с бизнес-сектором в Китае функционирует Объединенный фонд корпоративных инноваций и развития (Joint Fund for Corporate Innovation and Development). Фонд финансируется NSFC и промышленностью. NSFC призван сыграть руководящую роль в привлечении национальных научно-исследовательских сил для выполнения фундаментальных исследований в области ключевых технологий с учетом потребностей промышленного развития. В 2020 г. Фонд принимал проектные заявки со сроком финансирования 4 года. Каждая промышленная организация, участвующая в софинансировании исследований, формулирует конкретные направления, задачи, методы исследования, требования к проектам. В 2020 г. основными направлениями исследований стали: энергетика, искусственный интеллект, аэрокосмическая сфера. Финансирование проектов варьируется в зависимости от направления исследований и корпораций. Среднее финансирование на 1 проект составило 2,6 млн юаней (0,4 млн долл. США), при этом, например, в сфере энергетики – от 11 млн юаней до (1,89 млн долл. США) до 12,6 млн юаней (1,99 млн долл. США). В 2020 г. финансирование фонда осуществляли 4 крупные промышленные и нефтехимические компании[1].

Опыт Китая в сфере финансирования фундаментальных исследований может быть имплементирован в Республике Беларусь в виде прямых и косвенных инструментов.

В качестве прямого инструмента финансирования с целью коммерциализации фундаментальных исследований и развития кооперации с бизнес-сектором в Республике Беларусь по примеру Объединенного фонда корпоративных инноваций и развития КНР предлагается ГКНТ, НАН Беларуси, а также Минпрому, Белнефтехиму (в качестве пилотного исследования) проработать вопрос целесообразности создания подобного фонда в Республике Беларусь. Для этого:

1. Провести анализ потребностей в осуществлении фундаментальных исследований, а также определить размеры их финансирования со стороны организаций промышленного и нефтехимического комплекса, а также со стороны государственного сектора в лице ГКНТ и НАН Беларуси.

2. В случае наличия заинтересованности проработать возможность создания фонда как самостоятельной организации.

Учитывая масштабность задачи по созданию фонда, в качестве первоначальных шагов по развитию коммерциализации фундаментальных исследований и кооперации с бизнес-сектором предлагается НАН Беларуси, ГКНТ и подведомственным организациям Минпрома и Белнефтехима совместно проработать вопрос целесообразности организации конкурса фундаментальных исследований для развития научных основ конкретных отраслей (подотраслей) и поддержки связанных с ними научных школ. При этом выбор тематики исследований и требований к результатам должны определяться конкретными компаниями в соответствии с их запросами.

На данном же этапе финансирование фундаментальных исследований в области ключевых потребностей промышленного развития со стороны бизнес-сектора может осуществляться путем более активного использования уже существующих инструментов, в частности государственных программ научных исследований (ГПНИ) на 2021–2025 годы. Они позволяют формировать тематику необходимых для бизнеса новых проектных исследований в рамках 12 крупных действующих программ в течении указанного пятилетнего периода. Более того, участие заинтересованных в коммерциализации результатов исследований организаций и софинансирование ими требуемых проектов очень приветствуется и является одним их необходимых условий получения финансирования.

В качестве косвенных инструментов совершенствования финансирования фундаментальных исследований БРФФИ предлагается рассмотреть возможность использования китайского опыта в следующих направлениях:

1) внедрение слепой экспертизы в процесс конкурсного обора проектов, который будет осуществляться в два этапа. Слепая экспертиза подразумевает под собой анонимность имен исследователей для рецензентов. На втором этапе экспертная комиссия оценивает проекты по результатам слепой экспертизы. Опыт китайских экспертов говорит о том, что такой подход повышает объективность и качество экспертизы проектов. Предлагается рассмотреть вариант пилотной апробации слепой экспертизы на одном из конкурсов проектов БРФФИ, характеризующихся высоким уровнем конкуренции.

2) введение практики свободного выбора направления осуществления НИОКР со стороны исследователей. С учетом стремительного развития науки, междисциплинарности исследований это позволит найти потенциальные точки роста, а также выявить прорывные направления. Целесообразно предоставлять такое право высококвалифицированным ученым и в ограниченном объеме. По мнению экспертов БРФФИ данный подход актуален для белорусской фундаментальной науки. Представляется возможным предложить БРФФИ более детально сформулировать мнение и проанализировать потребность в применении данного подхода.

Анализ опыта формирования инновационной политики Китая показал, что поддержка данной сферы осуществляется комплексно и охватывает разные направления от формирования инновационной инфраструктуры, подготовки научных кадров до разработки инструментов финансирования инновационных проектов. Стоит отметить меры, предпринятые Китаем для создания инноваций и их коммерциализации: создание рынков технологий, инструментов лицензирования, инвестиции в получение знаний и НИОК(Т)Р. Такие подходы актуальны и для Республики Беларусь, взявшей курс на модернизацию экономики на основе приоритетного развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

 

4. Развитие кадрового потенциала

Вопрос подготовки и удержания квалифицированных кадров – один из ключевых в области науки и инноваций. В этой связи опыт Китая в данной сфере может представлять интерес для Беларуси.

Государство уделяет большое внимание развитию качественного образования. Согласно данных Всемирного банка, общие государственные расходы на образование в Китае в 2019 г. составили 14,57 %. Университеты, готовящие квалифицированные кадры, почти полностью находятся на дотации государства. Отсюда и стремление к повышению качества обучения. Государство также поощряет талантливых студентов – будущих квалифицированных кадров страны. Кроме того, Китай активно привлекает и иностранных студентов. Им предоставляются хорошие стипендии, утвержденные правительством КНР. Национальным студентам открыт широкий спектр различных грантов, в том числе, для обучения по обмену в различных университетах не только Китая, но и в зарубежных странах.

Правительство Китая активно борется с «утечкой мозгов». Китайские власти выделяют приличные средства финансирования на зарплату ученых и специалистов, на строительство современной научной инфраструктуры, высокотехнологичных лабораторий и т.д. Ведется активная работа с диаспорой ученых китайского происхождения во всем мире. Возвращение в страну высококвалифицированных специалистов стимулируется предоставлением высоких должностей и повышением заработной платы. Поддерживается и активное сотрудничество с учеными китайского происхождения в рамках различных программах и проектов даже без возвращения путем предоставления разного рода стимулов и льгот. С этой целью с 2008 г. в КНР осуществляется программа "Тысяча талантов". В целом, статус ученых и инженеров в китайском обществе неуклонно растёт, престиж научной профессии высок. Отмечена явная тенденция роста доходов китайских ученых. К 2050 г. страна хочет стать мировым лидером в области науки. Государственные инвестиции в науку, исчисляющиеся триллионами долларов, позволяют Пекину привлекать/«переманивать» ведущих ученых на работу в Китай. Правительство уделяет внимание повышению материально-технического обеспечения ученых.

Следует отметить, что кадровый вопрос в научно-инновационной сфере Республики Беларусь достаточно актуален, в том числе, и вопросы утечки высококвалифицированных кадров, и привлечения зарубежных экспертов, и в целом – воспроизводства таких кадров в достаточном количестве, особенно с учетом необходимости наращивания инновационного потенциала страны. Подходы, применяемые в Китае, для решения названной проблемы дают практические знания о возможностях ее решения. В этой связи НАНБ, ГКНТ, Министерству образования совместно с отраслевыми РОГУ предлагается разработать ряд системных мер, программ, инициатив по стимулированию роста высококвалифицированных кадров, созданию условий для сдерживания утечки кадров и повышению престижа научной, инженерной профессии, по работе с белорусской научной диаспорой. Следует отметить, что ряд мер по улучшению ситуации в данной сфере уже разработаны и утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2021 г. № 722 в «О комплексе мероприятий по развитию национальной инновационной системы на 2021-2025 годы».

 

5. Укрепление сотрудничества между промышленностью и наукой

Многолетний международный опыт показывает, что одним из наиболее эффективных способов преодоления существующих трудностей в процессе развития и коммерциализации инноваций является сотрудничество между промышленностью и наукой.

Стратегия Китая по наращиванию местного исследовательского и инновационного потенциала включает в себя меры по поддержке коммерциализации университетских исследований за счет расширения передачи технологий от вузов к промышленности. Они сопровождаются и мерами по поощрению горизонтальных рыночных связей между вузами и бизнесом. С одной стороны, эта политика поддерживалась принятием ряда законодательных и нормативных актов; с другой стороны, ее проведение сопровождалось установлением сильных стимулов для университетов к передаче технологий промышленным предприятиям.

Одним из важных законов, регулирующих деятельность по передаче знаний в Китае, т.е. коммерциализации результатов исследований, является Закон о научно-техническом прогрессе, который обеспечивает правовую основу для управления научно-техническими достижениями. В соответствии с положениями этого закона ПИС, созданные за счет государственного финансирования университетом или государственным исследовательским институтом, принадлежат научному учреждению, за исключением случаев, когда ПИС затрагивают национальную безопасность и национальные интересы. В этом контексте ПИС включают патенты, защищенное авторским правом программное обеспечение, модели интегральных схем и права на новые сорта растений.

Еще одним важным законом, регулирующим передачу знаний между университетами и промышленностью в Китае, является Закон о содействии преобразованию научных и технологических достижений, подписанный в 1996 г. с поправками, внесенными в 2015 г. (Закон о PTSTA). Этот закон регулирует права на результаты научно-технической деятельности и вознаграждение сотрудников, занимающихся НИОКР и трансфером знаний. Он нацеливает университеты и государственные научно-исследовательские институты на создание агентств по передаче знаний или получение к ним доступа с целью защиты соответствующих ПИС. Договорное право и корпоративное право также регулируют передачу знаний в Китае, поскольку отношения между сторонами в соглашении о передаче знаний представляют собой договорные отношения, а в передаче знаний часто участвуют предприятия как покупатели технологий или сотрудничающие партнеры. Одновременно важно подчеркнуть, что предприятия имеют возможность получения субсидии от правительства на приобретение знаний, технологий.

Создание соответствующих стимулов, мотивирующих и стимулирующих ученых к вступлению на путь коммерциализации результатов своих исследований, является важной опорой системы механизмов поддержки инноваций. В частности, Закон о патентах Китая регулирует право собственности на изобретения, созданные учеными и исследователями в университетах и государственных исследовательских институтах во время их работы или когда они используют материалы, средства или оборудование, предоставленные университетом или государственным исследовательским институтом. В соответствии с положениями этого закона автор(ы) изобретений, созданных в рамках их работы или с использованием активов и рабочего места, имеют право быть отмеченными в патентном документе и получать вознаграждение или компенсацию от своего работодателя, но изобретение принадлежит работодателю.

Самый распространенный в Китае метод распределения прав на интеллектуальную собственность — «60\20\20»: где исследовательская группа получает 60% интеллектуальной собственности любых новых знаний, при этом 20% принадлежит школе или кафедре, а 20% достается университету.

Важным элементом, влияющим на интенсивность и результативность взаимодействия науки и бизнеса в Китае является тот факт, что государство не требует возврата бюджетных средств, затраченных на разработку, в случае ее коммерциализации в другом госучреждении или в частной компании. Данное условие получения бюджетного финансирования на НИОКР в Республике Беларусь существенно тормозит развитие сотрудничества науки и бизнеса. Вероятно имеет смысл более детальное изучение опыта Китая в данном вопросе на предмет его возможного применения в Республике Беларусь. Здесь требуется совместная работа ГКНТ, НЦИС, НАНБ, Минобразования и отраслевых РОГУ, как основных производителей интеллектуальной собственности, а также финансовых ведомств. Целесообразно установление прямых контактов с китайскими экспертами и соответствующими службами.

Стремясь предать гласности успех в коммерциализации академических исследований и расширить его, в 2016 г. Государственный совет Китая запустил специальную Программу содействия научно-техническим достижениям, передаче и преобразованию результатов научной деятельности с целью содействия распространению информации о научно-технических достижениях. Программа включает:

• создание координационного механизма для промышленности, университетов и государственных научно-исследовательских институтов, чтобы они могли в полной мере сотрудничать для содействия передаче знаний.

• создание базы коммерциализации научно-технической достижения.

• усиление передачи научно-технических достижений в рыночно-ориентированные услуги, в том числе создание национальной платформы для торговли технологиями и предоставление услуг по передаче знаний на региональном уровне.

• содействие научным и технологическим инновациям и предпринимательству посредством развития «производственных площадок» для открытия доступа общественности к научным и технологическим ресурсам университетов и государственных исследовательских институтов.

• профессиональное обучение персонала по передаче знаний.

Подобная программа была бы актуальна и для Беларуси.

Для выполнения обязательств, предусмотренных Законом о PTSTA, китайские университеты и государственные научно-исследовательские институты приняли серию мер для упрощения процесса передачи знаний/технологий. Среди них особенно стоит отметить следующие:

увеличение вознаграждений и компенсаций изобретателям и участникам передачи знаний;

создание организаций/подразделений по трансферу знаний и технологий;

внедрение систем оценки эффективности. Многие университеты и государственные научно-исследовательские институты создали системы оценки эффективности для мотивации персонала, передающего знания. Внося свой вклад в передачу знаний, сотрудники могут быть повышены до старших руководящих должностей и иметь возможность продолжить многообещающую карьеру;

маркетинг информации о научно-технических достижениях. Университеты и государственные научно-исследовательские институты участвуют в выставках, организуемых правительствами (национальным, региональным) и другими коммерческими организациями, для обмена информацией с предприятиями и инвесторами, представления своих научно-технических достижений, ведения переговоров с потенциальными покупателями и распространения информации о своих научно-технических достижениях на своих вебсайтах для привлечения потенциальных партнеров;

разрешение научным сотрудникам брать отпуск для начала бизнеса. Исследователям разрешено работать неполный рабочий день, чтобы помочь передать фирме лицензированную университетскую технологию, или взять отпуск для открытия собственного бизнеса. Университеты и государственные НИИ создают внутренние системы организации замещения сотрудников, пока они находятся в отпуске, и должны сохранять должности преподавателей на срок до трех лет для тех, кто берет отпуск для создания новых предприятий;

политика в отношении спин-офф: многие университеты и государственные НИИ ввели новые инициативы, позволяющие и поощряющие студентов начинать свой собственный бизнес. Также поощряется предпринимательская деятельность научных и технических специалистов в университетах и государственных НИИ на рабочем месте и вне его, включая создание спин-офф. Например, согласно Положению о передаче знаний Чжэцзянского университета, преподаватели и студенты могут инвестировать в компании, используя свои научно-технические достижения и запатентованные технологии.

Вопросу укрепления сотрудничества между университетами, государственными научно-исследовательскими институтами и местной промышленностью в Китае уделяется особое внимание. В дополнение к указанным выше мерам, направленным на стимулирование ученых к передаче знаний, политика Китая направлена также на поощрение передачи знаний посредством сотрудничества между университетами и промышленностью. Общим каналом является создание совместного исследовательского института, который предлагает технологические услуги местной промышленности. В этой совместной модели местные органы власти предлагают землю, средства и здания, а университеты и государственные исследовательские институты предлагают свои научные и технологические достижения, возможности проведения перспективных НИОКР, управленческие команды и оборудование. Местные органы власти стремятся поддержать такую модель, поскольку ожидают, что сотрудничество будет способствовать местному экономическому росту.

Были определены четыре типа взаимодействий для развития связей между университетами и промышленностью. Первый направлен на создание стратегических альянсов для инноваций в области промышленных технологий. Первые 56 альянсов были созданы в 2010 г. и ориентированы главным образом на продвижение инноваций в области промышленных технологий. Многие из них возглавлялись университетами и государственными исследовательскими институтами. Получаемые научно-технические разработки, новые технологии могли беспрепятственно передаваться из университетов и государственных научно-исследовательских институтов в промышленность в рамках альянсов.

Второй тип связан с реформой Национального плана по науке и технике. Суть в том, что проекты промышленного развития, финансируемые в соответствии с Планом, должны включать предприятия в исследования и в разработку исследовательских программ. В настоящее время предприятия участвуют почти в 90 процентах проектов в рамках Плана и возглавляют почти 50 процентов научно-технических проектов.

Третий тип направлен на создание национальных платформ технологических инноваций или инновационных центров для содействия сотрудничеству между университетами и промышленностью в области исследований в сфере промышленных технологий, имеющих стратегическое значение на национальном уровне.

Первый подобный центр, Национальный инновационный центр технологий высокоскоростных поездов, расположенный в г. Циндао в провинции Шаньдун, был создан в сентябре 2016 г. В том же году Министерство промышленности и информации приступило к созданию других Национальных инновационных центров производства для наращивания промышленного инновационного потенциала. К 2020 г. было запланировано создать около пятнадцати таких центров.

Четвертый тип – развитие научных парков, которые являются важным инструментом китайской инновационной политики. В 1991 г. Государственный совет учредил программу «Факел», которая ускорила создание научных и промышленных парков по всему Китаю. Количество университетских научных парков увеличилось с 42 в 2004 г. до 115 уже в 2014 г. Научные парки предлагают различные стимулы для поощрения инвестиций и создания новых фирм:

• Новые фирмы освобождаются от налога на прибыль на два года.

• Отказ от лицензий на импорт материалов и деталей, используемых при производстве продукции на экспорт.

• Доход от передачи знаний облагается налогом только после первых 300 000 юаней.

• Нематериальные активы, такие как интеллектуальная собственность, могут быть включены в уставный капитал компании.

• Научные парки могут предоставлять профессиональные посреднические услуги, такие как юридические услуги, услуги по управлению персоналом и маркетинговая поддержка.

Ряд международных исследований подтвердил важность и эффективность научно-исследовательского сотрудничества между университетами и промышленностью в Китае: очевиден его вклад в доходы университетов (по оценкам, финансирование исследований со стороны промышленности составляет около трети общих доходов НТИ китайских университетов), в инновационный потенциал фирм и в региональное экономическое развитие.

Опрос научно-исследовательских лабораторий в компаниях, взаимодействующих с университетами в Пекине, показал, что фирмы имеют разные мотивы, которые побуждают к сотрудничеству. Наиболее часто упоминаемым стимулом сотрудничества фирм с университетами является создание положительного общественного имиджа. Кроме того, компании спонсируют исследовательские проекты, чтобы быть в курсе актуальных новых открытий в Китае. Компании передают НИОКР на аутсорсинг университету, чтобы сократить расходы. Но особо привлекательным фактором для сотрудничества, по данным опроса, является доступ к высококвалифицированным выпускникам. Большая часть сотрудников и стажеров корпоративных научно-исследовательских лабораторий являются выпускниками вузов-партнеров.

Последние данные свидетельствуют о значительном успехе в процессе разработки продуктов в результате коммерциализации результатов НИОКР в Китае как подтверждение критической важности сотрудничества науки и бизнеса при поддержке государства. Так, в Годовом отчете о коммерциализации научно-технических достижений Китая за 2020 г., составленном под руководством МНТ, анализируется процесс коммерциализации научных результатов на основе данных 3450 университетов и научно-исследовательских институтов. В отчете содержатся сведения о 15 035 контрактах на коммерциализацию результатов исследований в форме передачи технологий, лицензирования и инвестиций в 2019 г. (что на 32,3% больше, чем в 2018 г.). Общая стоимость этих контрактов на коммерциализацию университетских исследований составила 15,2 млрд юаней (2,33 млрд долларов).

Опыт Китая по укреплению сотрудничества между университетами, научно-исследовательскими институтами и промышленным сектором наглядно демонстрирует критическую роль данного взаимодействия для развития и коммерциализации инноваций, повышения конкурентоспособности страны. Многие из представленных выше подходов представляют практический интерес для Беларуси. Однако для их применения требуется создание определенных условий, для чего, в свою очередь, необходима совместная работа ряда министерств и ведомств по их подготовке. В тоже время следует подчеркнуть, что и в рамках существующих условий отраслевым министерствам и их подведомственным организациям, концернам важно активнее налаживать и расширять сотрудничество с университетами и НИИ, привлекая их ресурсы для научно-инновационных разработок в рамках своих задач и интересов. С этой целью более активное вовлечение всех заинтересованных в работающие государственные программы – ГПНИ, ГНТП, ГПИР дает возможность расширения такого сотрудничества и создает условия для их развития, не дожидаясь создания более благоприятных и привлекательных условий.

 

6. Трансфер технологий между наукой и промышленностью

Трансфер технологий между наукой и промышленностью стал одним из важнейших составляющих инновационной деятельности в китайской промышленности. В отличие от Европы и, в том числе, от Беларуси, где организации, занимающиеся трансфером технологий, весьма однородны, и представлены, в основном, университетскими центрами трансфера технологий (ЦТТ) и технопарками, в Китае они значительно более разнообразны, но при этом отлично сосуществуют. Так, в Университете Цинхуа имеются:

1.        Офис лицензирования технологий, преобразованный за более чем 20 лет существования из Департамента научно-технического развития и являющийся частью администрации университета.

2.        Университетские предприятия.

3.        Научный парк.

4.        Национальные научно-инжиниринговые центры.

5.        Совместные исследовательские центры университета и регионов.

6.        Совместные исследовательские центры университета и бизнеса.

Несмотря на то, что гомогенность, как правило, говорит о зрелости системы, а неоднородность – наоборот, о том, что процесс ее формирования не завершен, система ТТ в Университете Цинхуа и других ведущих вузах Китая работает весьма успешно. В этой связи заслуживают особого внимания элементы системы ТТ Китая, которые в Беларуси представлены слабо (университетские предприятия, совместные исследовательские центры университета и бизнеса) или не представлены совсем (национальные научно-инжиниринговые центры, совместные исследовательские центры университета и регионов).

Университетские предприятия в КНР представляют собой уникальную форму государственно-частного партнерства. Управление университетскими предприятиями полностью автономно и отделено от администрации университета или управления его подразделениями. Между такими предприятиями и университетской администрацией существует, как минимум, два различных типа отношений. В большинстве университетов все такие предприятия находятся под контролем университетской группы предприятий или холдинговой компании, находящейся под руководством университета. Некоторые университеты напрямую инвестировали в технологические компании и стали единственными владельцами предприятий.

Появление университетских предприятий было особенно быстрым в 1990-е годы, когда китайское правительство признало их важность для развития НТИ и способствовало их созданию с помощью особых привилегий и преференций. К концу десятилетия количество таких фирм выросло до 5451, а объем продаж достиг 48,4 млрд юаней. Однако к 2000 г. китайский рынок технологий уже сформировался и функционировал, и передача технологий между промышленностью и наукой стала осуществляться и по другим каналам. Поэтому еще через десять лет, к 2009 г. количество предприятий, связанных с университетами, сократилось до 3643. Тем не менее, объем их продаж увеличился до 141,2 млрд юаней. В наши дни университетские предприятия по-прежнему играют заметную роль в системе ТТ.

Представляется целесообразным предложить Минобразования организовать круглый стол с участием ведущих университетов, в системе которых есть университетские предприятия, самих университетских предприятий и пригласить китайские университеты и университетские предприятия, чтобы обсудить роль и место таких предприятий в НИС, проблемы развития и перспективы. Сегодня, когда способность отечественной промышленности абсорбировать новшества относительно невелика, важно понять, возможна ли реинкарнация данной инициативы в Беларуси, и что для этого нужно. Вполне может оказаться, что в отдельных случаях университету выгоднее самому создать предприятие, сокращая при этом время на внедрение результатов НИОКР и издержки, чем передавать разработки бизнесу.

Национальные научно-инжиниринговые центры – это инициатива центрального правительства Китая, предложенная для содействия ТТ в приоритетных для страны направлениях научно-технологического развития и полностью им финансируемая. Будучи связанными с университетами, научно-инжиниринговые центры подпитываются от них кадровыми ресурсами. Считается, что в совокупности с узкой специализацией, которая отличает инжиниринговые центры от стандартных ЦТТ, это ускоряет генерацию знаний и ТТ.

В Беларуси инжиниринговые услуги оказываются бизнесом; в основном, не связаны с научными организациями и университетами. В принципе, расширение номенклатуры и рост предложения подобных услуг на рынке способствуют инновационной деятельности и являются свидетельством ее динамичного развития. Вопрос создания узкоспециализированных инжиниринговых центров на базе научных организаций в привязке к приоритетным направлениям научно-технологического развития, насколько известно авторам исследования, в стране не ставился. Имеющейся информации недостаточно, чтобы оценить практические аспекты и сделать вывод об эффективности данной инициативы, вопрос нуждается в дополнительной проработке с участием заинтересованных. Поэтому предлагается рекомендовать отраслевым министерствам (включая Минобразование) изучить вопрос о деятельности национальных научно-инжиниринговых центров в Китае по направлениям компетенции и сформулировать позицию относительно целесообразности использования подобного опыта в Беларуси.

Вне зависимости от типов организаций ТТ к рекомендациям общего характера по развитию системы ТТ и управления интеллектуальной собственностью (ИС) в Беларуси на основании изучения опыта Китая относятся следующие:

1.        Содействовать развитию образования в сфере ТТ и управления ИС и более широкому пониманию и распространению подобных знаний в обществе, в частности, за счет:

включения в вузовские программы базового курса по управлению ИС во взаимодействии с ВОИС;

разработки методологической базы для защиты ИС в отдельных отраслях промышленности, относящихся к V и VI технологическим укладам, в соответствии с приоритетными направлениями научно-технологического и инновационного развития.

2.        Расширить перечень статистических показателей, собираемых в Беларуси, с целью более полной характеристики процессов трансфера знаний и коммерциализации результатов НИОКР, управления ими, а также для участия Беларуси в международных сопоставлениях и рейтингах.

3.        С целью расширения патентования белорусских разработок за рубежом и стимулирования патентования для нужд промышленности:

просить отраслевые министерства изучить вопрос и сформулировать позицию относительно наличия спроса у подведомственных предприятий на грантовую схему, предназначенную для прямой финансовой поддержки процесса патентования за рубежом;

усилить меры поощрения защиты ИС за рубежом на уровне организаций и индивидуумов, теснее увязав этот критерий с оценкой деятельности организаций и перспективами карьерного роста исследователей и инноваторов.

4.        Содействовать развитию международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций, используя в качестве прямой финансовой поддержки не только средства республиканского бюджета, выделяемые на МНТС, но также и иные разрешенные источники.

5.        Улучшить финансовую поддержку организаций ТТ с особым акцентом на региональные государственные научные организации и, в частности:

увеличить количество квалифицированных менеджеров в сфере ТТ с навыками в сфере рыночных исследований в государственных научных организациях и количество организаций, в которых имеются такие специалисты;

развивать программы инкубации и акселерации в государственных научных организациях, что будет способствовать созданию спин-off компаний, в том числе университетских предприятий;

расширить финансовые возможности центров ТТ, работающих в государственных научных организациях, для целей поддержки патентования за рубежом. Рекомендовать при оценке разработок для патентования делать акцент в большей степени на их широкий технологический и коммерческий потенциал, нежели на экономическую или социальную пользу внутри страны.

 

7. Поддержка инновационного предпринимательства (МСП)

Китай прошел долгий путь в создании системы поддержки инновационных предпринимателей. С конца 1990-х годов промышленная стратегия и политика Китая все больше фокусировались на повышении инновационности частных фирм. Признание частных инновационных предприятий жизненно важной частью китайской экономики в конце 1990-х годов проложило путь к разработке различных форм поддержки малых и средних предприятий (МСП) посредством специальных программ финансирования. С тех пор Китай последовательно реализует эту стратегию с помощью различных инструментов инновационной политики.

Основой этой стратегии стало принятие солидной законодательной и нормативной базы, обеспечивающей правовую основу для поддержки инноваций в предпринимательском секторе. Центральным среди них был Закон о поддержке МСП, принятый в 2003 г., который иногда называют «конституцией» развития МСП и их инновационной деятельности, Положение об обязательном использовании части прибыли (освобождаемой от налога) на инновационные цели. Реализация этой политики поддерживается и рядом подзаконных актов, таких как: Мнения об укреплении построения системы технологических инноваций для МСП; Временное положение о Фонде технологических инноваций для МСП; Уведомление об объявлении и методах управления для развития специальных фондов для МСП и т.д. Наконец, в 2006 г. правительство приняло так называемый «Проект роста МСП», который содержит ряд механизмов поддержки МСП, в том числе: поддержку укрепления их инновационных возможностей, меры поощрения МСП к расширению их деятельности и инвестиций за рубежом путем предоставления соответствующих стимулов.

Для развития инновационного предпринимательства в 1998 г. государство выделило 1 млрд юаней (157,2 млн долл. США) на учреждение Фонда инноваций для МСП, предназначенного для создания механизмов венчурных инвестиций, поддержки трансфера научно-технических достижений и для оказании помощи в создании предприятий научно-технического профиля. Результатом работы этого фонда было создание МСП в сфере высокотехнологичных отраслей экономики. В 2014 г. принята программа «Массовое предпринимательство и всеобъемлющие инновации», для реализации которой была разработана система мер по финансовому обеспечению, включающую учреждение Национального инвестиционного фонда для развития инноваций в сфере предпринимательства и 200 региональных фондов. Государство в них внесло 10,5 млрд юаней (1,65 млрд долл. США) и обязало госпредприятия, контролируемые Комитетом по контролю и управлению государственным имуществом, предоставить дополнительные средства в эти фонды в размере 160 млрд юаней (25,2 млрд долл. США). Для инновационных предпринимателей был учрежден ряд новых льгот, в том числе отсрочка по НДС, ускоренная амортизация, налоговые вычеты в 75 % по расходам на НИОКР. Меры поддержки включали также сниженные процентные ставки по кредитам и госгарантии по ним. Были упрощены процедуры для высокотехнологичных компаний с выходом на специализированный сектор фондового рынка (Crowht Enterprise Markets — GEM). Особая поддержка оказывалась новым интернет-компаниям и проектам краудфандинга. Еще одна мера, предложенная государством — включение курсов по инновациям и предпринимательству в образовательную систему. Итогом данных преобразований стал рост высокотехнологичных компаний.

Еще одним ключевым элементом стратегии поддержки разработки новых продуктов предпринимателями-новаторами было содействие созданию расширенной сети учреждений поддержки, таких как бизнес-инкубаторы, технопарки, акселераторы и другие подобные структуры. По состоянию на конец 2014 г. в Китае насчитывалось более 1600 инкубаторов и 115 научно-технологических парков. В совокупности они инкубировали более 80 000 компаний и обеспечили работой более 1,7 млн человек. Эти институты поддержки инноваций выполняют широкий спектр функций: около трети национальных инкубаторов также создавали бизнес-акселераторы в той или иной форме; половина из них выступала и в качестве ангелов-инвесторов и акционеров-инкубаторов; подавляющее большинство оказывало услуги наставничества компаниям, которым они помогали.

Интересным опытом Китая, реализованным одновременно в рамках политики по привлечению зарубежных технологий и стимулированию МСП, стало создание в середине 90-х девяти международных бизнес-инкубаторов. Нацеленные на привлечение иностранных предпринимателей, они создали среду для осуществления инновационной деятельности иностранных специалистов в Китае и в то же время предоставляли услуги местным предприятиям, желающим выйти на международные рынки.

Данный опыт представляется полезным для изучения и возможного использования, в частности, Администрацией Белорусско-Китайского индустриального парка «Великий камень».

Опыт Китая и, практически, всех стран инновационных-лидеров подтверждает необходимость создания условий для активного роста инновационных МСП, которые являются драйвером развития сферы инноваций. В Республике Беларусь сделаны и делаются определенные шаги в данном направлении, однако пока нельзя еще говорить о создании критической массы инновационных МПС в стране. В этой связи предлагается Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству по налогам и сборам, так и отраслевым министерствам рассмотреть опыт Китая в данной сфере, применяемые им инструменты поддержки, стимулы и т.д. и продолжить разработку более широкого спектра инструментов, стимулирующих развитие и облегчающих деятельность инновационных МСП. Следует подчеркнуть, что возможности программы ГПИР, ресурсы РЦИФ, БИФ могут в определенной мере оказывать поддержку и способствовать росту инновационных МСП. Однако в настоящее время они используются не в полной мере.

 

8. Развитие отраслевых инновационных кластеров

В последние годы Китай сделал ставку на усиление промышленного сектора путем создания инновационно-промышленных кластеров.

За семилетний период лишь в рамках государственной программы «Факел», запущенной в 2013 г. Министерством науки и технологий Китая, к 2020 г. было образовано 109 инновационно-промышленных кластеров. Среди них 95 были расположены в зонах высокотехнологичного промышленного развития. Количество промышленных кластеров в Китае в разы больше.

В 14-м пятилетнем плане (2021-2025 гг.) Китай намерен сконцентрировать усилия на развитии передовых инновационных кластеров и стимулировании ключевых отраслей (аэрокосмическая, производство интегральных схем, морское инженерное оборудование, роботы, современное оборудование для железнодорожного транспорта, энергетика, медицина). Министерство промышленности и информационных технологий Китая разработало меры поддержки, направленные на ускорение и укрепление производственных цепочек, оптимизацию компоновки производственных инновационных центров и развитие сотрудничества глобальных конкурентоспособных крупных предприятий и специализированных МСБ. В их составе: внедрение целевой программы помощи талантам, индивидуальные налоговые льготы, помощь в развитии МСП, поддержка индустриальных фондов для обеспечения промышленного развития. Это позволило увеличивать приток капитала и человеческих ресурсов в кластеры.

Как показывает опыт Китая, кластер включает все элементы, необходимые для производства и коммерциализации технологий от идеи до промышленного продукта. Эта организационная структура является питательной средой для трансформации идеи в коммерциализированный результат.

Инновационно-промышленные кластеры являются одним из приемлемых для Беларуси механизмов совершенствования инновационной деятельности, отраслевой политики, усиления конкурентной позиции, обеспечения роста ВВП. В документах, определяющих государственную политику и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь, уже сделано немало для имплементации данной практики, существует также промышленная и научная базы, что позволяет реально осуществлять формирование кластеров с использованием опыта КНР.

Инновационный кластер может быть сформирован в любой отрасли (смежных отраслях), где есть инновационные разработки VI технологического уклада. Объединив эти разработки, можно начать формирование кластера. Далее инновационно-промышленный кластер из локального (регионального) может перерасти в кросс-сетевой или кросс-отраслевой. Актуальным примером такого взаимодействия может служить Китайско-скандинавский инновационный кластер SinoNordic. Он был создан в странах Северной Европы при содействии Китайско-скандинавского центра развития бизнеса. В кластер входят компании из обоих регионов, выполняющие полный спектр услуг от изучения рынка, разработки стратегии, развития бизнеса, разработки продуктов до вывода и продажи продуктов не только на рынок Китая и стран Северной Европы, но и мировой.

Инновационный кросс-сетевой кластер способен стать фундаментом инновационных процессов в рамках интеграционных группировок. Для Республики Беларусь данный подход представляет особую актуальность в рамках ЕАЭС.

Для создания кластера необходимо выявить предпосылки его создания. В Китае, например, предпосылками является территориально близко расположенные субъекты инновационной деятельности, ведущие свои исследования и разработки в смежных направлениях. Участниками кластера могут быть любые близкие (смежные) предприятия, участвующие в процессе трансформации идеи в готовый продукт, но ядром кластера должны стать организации, ведущие исследования на VI-м технологическом укладе. Их можно выявить на основании информации о высокотехнологичных разработках в организациях путем проведения опроса. С этой целью разрабатывается анкета, которая позволит определить уровень и направления (сферу) исследований в инновационных организациях. На основе полученных данных и определится ядро кластера. В Китае ядром, как правило, являются инновационные (наукоемкие) компании и учреждения высшего образования. А поскольку в Республике Беларусь основные исследования ведутся в НИИ, необходимо установить в рамках «тройной спирали» взаимосвязи с родственными университетами, которые могут дополнять исследования, осуществляемые в организациях. Далее следует выстроить взаимодействие ядра с субъектами инфраструктуры (МСП, поставщиками оборудования, инжиниринговыми центрами, технопарками, ЦТТ, ЦКП и пр.). В кластерную структуру необходимо включить производственные организации, специализация которых совпадает с научными исследованиями НИИ и университетов, и которые поддерживают с ними контакты.

Следует также отметить опыт Китая и в кластеризации МСП, в качестве еще одной формы поддержки разработки продуктов в Китае, основанной на предпринимательских инновациях. Специфика реализации заключалась в поддержке формирования групп промышленных МСП в идентичных и тесно связанных отраслях по конкретным направлениям. Кластеры МСП Китая способствуют обмену информацией и знаниями между их членами, что не только привлекает таланты и другие жизненно важные компоненты производства, но и способствует вхождению в кластер новых МСП. Политика кластеризации МСП в Китае поддерживает их сетевое взаимодействие, облегчает их участие в субподрядах с крупными фирмами и помогает развивать их собственную экспортную конкурентоспособность и возможности технологических инноваций. Таким образом, кластеризация МСП в Китае стала средством как для развития возможностей их членов (что важно на этапе разработки продукта), так и для повышения их конкурентоспособности (что является ключевым фактором на этапе выхода на рынок).

Вопрос развития кластеров и создание условий для их активизации и эффективной работы требует более тесного взаимодействия отраслевых министерств и их подведомственных организаций, при участии НАНБ, ГКНТ, Минэкономики, Минобразования, бизнес сектора и других заинтересованных, в том числе в сфере совершенствования законодательной базы, проработки системы государственной поддержки кластерных инициатив, привлечения в страну высококвалифицированных специалистов и управленцев. Китайский опыт подтверждает эффективность данной формы взаимодействия для развития и коммерциализации инноваций.

 

9. Публикационная активность

Одним из важных показателей, характеризующих развитие инновационной сферы, является публикационная активность страны. В отношении Китая следует отметить рост публикационной активности с 2012 г. Так, количество статей, опубликованных в научно-технических журналах (физика, биология, химия, математика, клиническая медицина, биомедицинские исследования, техника и технологии, науки о Земле и космосе) в 2018 г., составило 528,3 тыс. статей (рост в 2.65 раза по сравнению с 2012 г.).

Крупные университеты Китая заключили партнёрские соглашения с зарубежными издательствами и начали выпуск собственных англоязычных журналов.

В 2020 г. Китай издал в общей сложности 463 800 авторитетных научных публикаций, что на 19,8 % больше по сравнению с 2019 г. Об этом свидетельствуют данные отчета Института научно-технической информации при Министерстве науки и техники КНР. 216 000 из этих научных работ были размещены в международных журналах, таких как China Collection, Science China Life Sciences.

К авторитетным научным публикациям отчет относит работы, которые были изданы в международных и отечественных научных журналах, обладающих высокими импакт-факторами и индексом цитирования.

Если рассматривать авторитетные научные публикации Китая в разрезе областей знаний, то наибольшее их число в 2020 г. было посвящено вопросам клинической медицины - более 71 000. Далее следуют публикации на темы химии, электроники, связи и автоматического управления, а также биологии.

В отчете также отмечается, что семь китайских университетов, в том числе Шанхайский университет "Цзяотун", Чжэцзянский университет, Пекинский университет и Хуачжунский университет науки и технологий, стали лидерами по количеству авторитетных научных публикаций. Каждый из университетов выпустил свыше 5000 авторитетных научных работ.

Данному вопросу в Китае уделяется серьезное внимание и оказывается необходимая финансовая поддержка, так как публикации в международных рейтинговых изданиях стоят недешево. Однако именно они формируют соответствующий имидж государства в сфере НТИ, привлекают международные корпорации и ПИИ, расширяют возможности для международного научно-инновационного сотрудничества и коммерциализации результатов, вхождения в глобальные цепочки создания стоимости.

Вопрос публикационной активности весьма актуален для белорусской науки. Очевидным является необходимость финансовой поддержки этой деятельности. Опыт Китая по поиску решений, формам финансовой и другой стимулирующей поддержки роста публикаций, безусловно, требует рассмотрения, как в организациях НАНБ, так и Минобразования, и в отраслевых НИИ.

 

Китай придерживается централизованного подхода к инновационной политике, который был формализован в 2006 г. с принятием среднесрочного и долгосрочного планов развития науки и технологий, в которых была поставлена политическая цель Китая – стать «инновационно-ориентированным обществом» и, в будущем, мировым лидером в области НТИ.

Для достижения этих целей правительство Китая внедрило более 170 политик в поддержку НТИ, которые предусматривают широкий спектр инструментов воздействия: фискальные стимулы, гранты, гарантии по кредитам, ваучеры, акции, государственные закупки, услуги по распространению технологий, инкубаторы, акселераторы, конкурсы грантов и призы, научные и технологические парки, сети сотрудничествa. В дополнение к этому многочисленные программы и инструменты поддержки НТИ находятся в ведении местных властей в различных провинциях, которые играют более значимую роль, нежели отраслевые министерства. Это и объясняет универсальность мер государственной поддержки инновационной деятельности и почти полное отсутствие в этом процессе отраслевой специфики, что характерно и для сферы НТИ Республики Беларусь.

На основе проведенного исследования подготовлены предложения по использованию китайского опыта коммерциализации инноваций, охватывающего все этапы их развития – от идеи до реализации конечной продукции на мировом рынке. Безусловно, чистое копирование политики, инструментов не дают того же эффекта. Но их осмысленное преломление, адаптация к национальным условиям могут дать положительный результат. Следует отметить, что Китай в свое время очень активно изучал и использовал опыт мировых инновационных лидеров при выстраивании своей НИС, адаптируя его к своим условиям и специфике, и продолжает это делать.




[1] Китайская нефтяная и химическая корпорация (SINOPEC); Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC); Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC); Корпорация «Китайская группа электронных технологий» (CETC).

 




Возврат к списку

Официальный сайт Президента Республики Беларусь www.president.gov.by Совет Министров Республики Беларусь www.government.by Портал информационной поддержки экспорта www.export.by Национальный правовой портал Республики Беларусь www.pravo.by Единый государственный реестр сведений о банкротстве www.bankrot.gov.by Военный информационный портал Министерство обороны www.mil.by Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь http://gki.gov.by/ru/ Организация Договора о коллективной безопасности www.odkb-csto.org