Главная/О комитете

О комитете

Сегодня Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь (далее – Госкомвоенпром) занимает ведущее место в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государства, в реализации его инновационной и внешнеэкономической политики.

За многолетнюю историю со дня своего образования (Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003г. № 599) Комитет прошел этапы становления и развития в соответствии с процессом непрерывного увеличения объемов решаемых задач, связанных с обеспечением военной безопасности государства и растущими потребностями Вооруженных Сил Республики Беларусь в оснащении новыми современными образцами (системами) вооружений, а также выполнением межправительственных договоров в сфере военно-технического сотрудничества, став республиканским органом государственного управления, проводящим в полном объеме военно-техническую политику государства, осуществляя регулирование и управление в таких областях, как:

  • развитие и содержание вооружения, военной и специальной техники;
  • разработка и реализация стратегии развития оборонного сектора экономики, принятие комплекса мер, направленных на создание условий для эффективной работы организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома;
  • реализация государственной политики в области военно-технического сотрудничества;
  • реализация государственной политики в области экспортного контроля;
  • реализация государственной политики в сфере навигационной деятельности;
  • координация деятельности в этих областях других республиканских органов государственного управления.

Указом Президента Республики Беларусь от 13 апреля 2015 г. №164 Госкомвоенпрому предоставлены полномочия по регулированию деятельности в области экспериментальной авиации Республики Беларусь, которые предусматривают государственную регистрацию экспериментальных воздушных судов, сертификацию в области экспериментальной авиации, разработку и утверждение Авиационных правил.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 49 «О государственном регулировании экспортного контроля» на Госкомвоенпром возложены функции специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля.

Госкомвоенпром подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности в соответствии с законодательными актами – Президенту Республики Беларусь.

Проводимые в ходе развития Госкомвоенпрома реорганизационные мероприятия позволили создать современную модель управления, которая способствует динамичному развитию оборонно-промышленной отрасли, построить принципиально новую рациональную и эффективную систему взаимодействия с другими республиканскими органами государственного управления по формированию гособоронзаказа, повысить эффективность реализации государственных программ в области создания новых и высоких технологий, направленных на освоение в производстве высокотехнологичной продукции военного назначения и обеспечение потребностей заказчиков в современном оружии в рамках проводимой государственной политики, а также конкретизировать функции Комитета, выработать оптимальную организационную структуру и штатную численность, повысить эффективность его работы, избавить Госкомвоенпром от дублирующих и несвойственных функций, в определенной степени дебюрократизировать процесс принятия управленческих решений.

Компактный, но профессиональный аппарат Госкомвоенпрома проводит анализ и оценку геополитических процессов, происходящих в мире, их влияния на развитие рынка вооружений, оперативно находит и системно развивает новые направления, формирует и контролирует вопросы выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, проводит огромную аналитическую работу по изучению состояния организаций белорусской «оборонки», и на её основе разрабатывает прогнозы производственно-технического и финансово-экономического развития организаций и многое другое.

Деятельность Госкомвоенпрома как государственного заказчика по наиболее важным разработкам систем и комплексов вооружения связана с серьезными достижениями – разработкой новейших образцов вооружений и военной техники, способных надежно обеспечивать национальную безопасность и обороноспособность Республики Беларусь. При этом осуществлен переход от разработки разрозненных средств к созданию систем вооружения в рамках комплексных системных проектов, что позволяет существенно повысить их боевые возможности и конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках.

Целью проводимой политики государства в области развития оборонного сектора экономики является обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичной многопрофильной отрасли экономики республики, а также создание условий для эффективного использования научных знаний в целях его дальнейшего развития.

Научный потенциал Госкомвоенпрома базируется на научных школах, традиционно относящихся к оборонной тематике и созданных для ее научного обеспечения, а также на научных школах, работающих в системах Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования и Министерства обороны, проводящих базовые научные и военно-технические исследования в интересах разработок продукции военного назначения.

В системе Госкомвоенпрома 12 организаций аттестованы как научные, в которых научными исследованиями и разработками занимается около 6 000 человек, среди них более 100 имеют ученую степень кандидата или доктора наук. Для укрепления кадрового потенциала, наращивания квалификации и профессионализма акцент делается на кооперацию образования и прикладной науки. В этих целях расширяется практика создания филиалов вузовских кафедр на производственных предприятиях.

Оборонный сектор экономики – мощная и динамично развивающаяся отрасль экономики нашего государства, включающая в себя организации, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), и осуществляющие научную и (или) производственную деятельность по созданию продукции (выполнению работ, оказанию услуг) военного назначения (Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 года «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь»).

На сегодняшний день в состав Госкомвоенпрома входит 24 организациі, среди которых 3 республиканских унитарных предприятия, 12 хозяйственных обществ, акции которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Госкомвоенпрома, а также 9 подведомственных организаций.

В системе Госкомвоенпрома созданы мощные многоуровневые вертикально интегрированные структуры, способные разрабатывать, серийно производить и продвигать на рынках конкурентоспособную продукцию, основываясь на выбранных приоритетах в развитии вооружения.

На 1 января 2019 г. в Республике Беларусь лицензию на право осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения (ПВН), имеют 155 организации. 102 организациям республики предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) (большинство из них – только в отношении продукции собственной разработки и/или производства). 

История

После распада СССР на территории Республики Беларусь оказалось значительное количество предприятий, выпускающих продукцию военного назначения в основном в виде незавершенных элементов, узлов, деталей и т.п. Старые экономические и производственные связи с предприятиями, находящимися в других государствах, в основном были разорваны. При этом оборонный сектор белорусской экономики оказался разобщен по причине ведомственной принадлежности к различным отраслям промышленности. Такая ситуация не способствовала развитию оборонного сектора экономики. В этих условиях руководство государства отчетливо осознавало объективную реальность, что для поддержания боевого потенциала Вооруженных Сил на необходимом уровне требуется постоянное совершенствование не только боевой подготовки, но и вооружения, военной и специальной техники. 

С целью реализации единой политики в области обеспечения обороны, развития и усиления военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в декабре 2003 г. по инициативе Президента Республики Беларусь был создан Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003г. № 599).

Указ Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко о создании Госкомвоенпрома был призван остановить растаскивание по углам того потенциала, который остался в Республике Беларусь в наследство от мощнейшего военно-промышленного комплекса Советского Союза. Тогда тенденции к этому просматривались отчетливо.

В непростой обстановке удалось не только сохранить высококвалифицированные кадры и мощную научно-производственную базу, доставшиеся Беларуси от советского оборонно-промышленного комплекса после распада СССР, буквально с колен поднять «потерявшиеся» в 1990-е годы предприятия и создать условия для их дальнейшего развития, но и сформировать дееспособную вертикально интегрированную структуру, позволяющую успешно реализовывать государственную политику в области развития и содержания вооружения, военной и специальной техники, а также в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами и экспортного контроля.

Именно эти приоритеты были обозначены в качестве ключевых при создании Госкомвоенпрома.

На первом этапе, начиная с 2003 по 2009 год, Госкомвоенпром стабилизировал ситуацию на предприятиях оборонного сектора экономики, скоординировал их деятельность. Были определены их реальные возможности и готовность к созданию новой, востребованной продукции.

В результате весьма взвешенной государственной политики в Беларуси «оборонка» была трансформирована в достаточно дееспособный и внутренне связный комплекс, ориентированный на целенаправленное развитие ряда «нишевых» перспективных оборонных технологий.

Важнейшей вехой выхода на качественно новый уровень работы явилось принятие Государственной программы вооружения на 2006—2015 годы, которая предусматривала поэтапное техническое переоснащение Вооруженных Сил. Это первый самый масштабный военно-технический проект за всю историю суверенной Беларуси, который был успешно реализован.

В результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ была создана основа для организации производства отечественными предприятиями новых средств разведки, радиоэлектронной борьбы, навигационно-топографического обеспечения, автоматизированных систем управления всех уровней для ВВС и войск ПВО.

Это позволило начать реализацию комплексных системных проектов, позволяющих обеспечить существенное повышение эффективности системы национальной безопасности, в том числе в сфере обороноспособности, при последующем снижении затрат на ее функционирование.

В 2009 году на высшем государственном уровне было принято решение о разработке и реализации стратегии дальнейшего развития оборонного сектора экономики (ОСЭ), а также комплекса мер, направленных на создание условий для эффективной работы организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, а также иных организаций ОСЭ.

В течение 2010 года была проведена серьезная «инвентаризация» Госкомвоенпрома. Основное внимание уделялось практической работе по реализации новых функций, возложенных на Комитет в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2009 г. № 602.

Указ объективно открыл новую веху в развитии ВПК страны.

Документом было утверждено Положение о Госкомвоенпроме и впервые открыто определен перечень организаций, подчиненных Комитету, – ранее он был закрытым.

Госкомвоенпром также самостоятельно стал анализировать ценообразование в отношении продукции военного назначения (ПВН), в том числе закупаемой по государственному оборонному заказу (ГОЗ), разрабатывать меры экономического стимулирования производителей этой продукции, принимать в установленном порядке участие в согласовании и осуществлении контроля над уровнем цен на экспортную ПВН. 

В условиях изменившихся задач Комитета было принято решение о частичном изменении его структуры. Была сформирована управленческая вертикаль, отдельные ветви которой стали замыкаться на заместителей Председателя и предназначены для регулирования деятельности предприятий ОСЭ на всех стадиях их инновационного развития.

Основные усилия были перераспределены с простого увеличения объемов производства на решение комплексной задачи производства и реализации современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), востребованных в Вооруженных Силах, а также на экспорт.

В 2010 году был завершен второй этап развития Госкомвоенпрома, в ходе которого осуществлена централизация управления всеми компонентами военно-технической политики, была изменена сама структура Госкомвоенпрома, система влияния на ОСЭ.

Начиная с 2011 года ОСЭ стал развиваться как высокотехнологичный сектор отечественной промышленности, уровень научно-технического и производственно-технологического потенциала которого позволяет обеспечить высокие темпы экономического роста страны, а также решение задач национальной обороны и развития военно-технического сотрудничества.

В Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2015 г. № 1023), вошли 3 инновационных проекта – «Техническое переоснащение в целях расширения модельного ряда и увеличения объема выпуска специальной большегрузной автомобильной техники» (ОАО «МЗКТ»); «Космическое приборостроение» (ОАО «Пеленг») и «Создание специальной техники «Полонез-ЗТЭМ» (республиканское производственное унитарное предприятие «Завод точной электромеханики» (РПУП «ЗТЭМ»), которые были успешно реализованы Госкомвоенпромом.

Благодаря реализации мероприятий планов комплексной модернизации организаций, получен дополнительный импульс в развитии отечественного ракетостроения и космического приборостроения, предприятий авиационной и машиностроительной отраслей промышленности, а также в сфере навигации.

Исходя из приоритетных задач, стоящих перед экономикой страны, реализации военно-технической политики, направленной на создание современных конкурентоспособных образцов ВВСТ, востребованных как в белорусской армии, так и на внешнем рынке, была разработана Программа развития Госкомвоенпрома на 2011–2015 годы, согласно которой определены пять приоритетных направлений развития вооружения, военной и специальной техники: геоинформационные системы; оснащение войск беспилотными авиационными комплексами; системы комплексного противодействия высокоточному оружию; боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск, а также системы огневого поражения.

В сложившихся условиях был необходим переход к новым формам объединения предприятий, к концентрации научных, производственных, финансовых ресурсов, систематизации работы на внешнем рынке и формированию ВПК страны как такового.

В рамках происходивших в стране масштабных процессов разгосударствления и приватизации практически все РУП Госкомвоенпрома были преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), за исключением организаций-спецэкспортеров.

Преобразование 19 государственных предприятий Госкомвоенпрома в ОАО дало возможность привлекать иностранные инвестиции в экономику Республики Беларусь путем продажи акций, принадлежащих государству, а также эффективно внедрять в системе Госкомвоенпрома новую организационную форму управления предприятиями (создание холдингов).

Создание холдингов на основе предприятий Госкомвоенпрома было определено одним из приоритетных направлений его развития на среднесрочную перспективу согласно плану развития Госкомвоенпрома на 2011–2015 годы. При этом отличительной особенностью проводимых в Госкомвоенпроме работ в данном направлении явилась приоритетная ориентация их на задачи государственной программы вооружений (ГПВ). Этот подход в целом выдержал проверку временем.

За 2011–2015 годы конструкторские бюро и предприятия военно-промышленного комплекса сформировали хороший технологический задел, провели большой объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, заводских, государственных и войсковых испытаний.

Это позволило продолжить поставку в Вооруженные Силы завершенных системных продуктов, определенных Госкомвоенпромом в 2010 году, а также позиционировать на внешнем рынке Республику Беларусь как страну, способную создавать и поставлять современные боевые геоинформационные системы, системы комплексного противодействия высокоточному оружию, беспилотные авиационные комплексы, системы огневого поражения, боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск.

Важнейшим итогом работы стало создание новых перспективных видов вооружения, которые были представлены на параде войск Минского гарнизона 9 мая 2015 г. в ознаменование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Организации военно-промышленного комплекса страны в короткие сроки разработали и освоили в производстве боевую систему, соответствующую лучшим мировым аналогам.

Прошедшие в июне 2015 г. испытания новой реактивной системы залпового огня большой дальности «Полонез» подтвердили возможности этого высокоточного оружия.

Важнейшей задачей, решаемой Госкомвоенпромом, является проведение государственной политики в области развития и содержания ВВСТ, а эффективность взаимодействия с военным ведомством определяется степенью выполнения ГОЗ, в основе формирования которого лежит ГПВ.

Опыт выполнения первого этапа ГПВ (2006 – 2010 гг.) и корректировка перечня мероприятий ее второго этапа (2011 – 2015 гг.) показали, что необходимо внесение изменений и дополнений в законодательную базу. С этой целью в 2012 и 2015 годах в Закон Республики Беларусь «О государственной программе вооружений и государственном оборонном заказе» были внесены изменения.

Так, срок реализации программы был сокращен до 5 лет. При этом Госкомвоенпром получил право выступать в качестве госзаказчика. Кроме того, была разрешена корректировка ГПВ посредством ежегодных ГОЗ.

Основные усилия в этом направлении сосредоточены на поставке новых, современных и модернизации существующих образцов ВВСТ. Приоритетное внимание при этом уделяется развитию средств управления, ПВО, разведки, РЭБ, сил специальных операций.

Ежегодно более 10 новых образцов вооружения и военной техники, разработанных белорусскими оборонщиками, принимается на вооружение в Вооруженные Силы.

В 2015 году утверждена Программа развития оборонного сектора экономики и Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь до 2020 года, целью которой является создание условий для реализации организациями ОСЭ задач по разработке, серийному производству и модернизации образцов (систем) вооружения, обеспечивающих решение на требуемом уровне задач обороны и безопасности государства, развитие в интересах достижения этой цели ОСЭ и военно-технического сотрудничества, развитие инновационного ресурса ОСЭ и Госкомвоенпрома за счет ускоренной технологической модернизации, реализации конкурентных преимуществ и развития кадрового потенциала при снижении доли бюджетного финансирования и повышении доли использования собственных средств организаций и иных источников финансирования.

Деятельность оборонных предприятий только за последние пять лет способствовала постановке в Вооруженные Силы Республики Беларусь по государственному оборонному заказу около 4 тысяч 300 единиц новейших и отремонтированных образцов ВВСТ и специального имущества – это средства огневого поражения (РСЗО «Полонез»); мобильные радиорелейные станции и станции тропосферной связи; телекоммуникационное оборудование; беспилотные авиационные комплексы, эффективные средства радиолокации и радиоэлектронного противодействия, в том числе применению мультикоптеров массового производства; современные прицельные комплексы для систем управления огнем образцов бронетанковой техники; средства подвижности, в том числе легкобронированная техника; средства технического сопровождения информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил, а также десятки единиц авиационной и бронетехники, прошедшей капитальный ремонт и модернизацию, а также средств противовоздушной обороны.

Кроме того, в войска поставлено более 20 тысяч единиц средств индивидуальной защиты военнослужащих, в том числе бронезащиты.

В ходе реализации данных программ продолжено совершенствование системы управления ОСЭ, обновление производственной базы организаций и создание производств на новой технологической основе по выпуску нового поколения ВВСТ, а также необходимых импортозамещающих производств, что позволило разрабатывать и серийно выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, сохранить (расширить) присутствие на рынках вооружения, обеспечить потребности силовых структур в современных средствах вооруженной борьбы.

Учитывая изменения в формах и способах ведения вооруженной борьбы, в Госкомвоенпроме определены 5 комплексных системных проектов (системы огневого поражения; средства подвижности систем вооружения; БАК военного и гражданского назначения; боевые геоинформационные системы; системы комплексного противодействия высокоточному оружию).

В рамках этих системных проектов сформированы (уточнены) 10 направлений разработок продукции военного назначения. Приоритеты отданы развитию роботиризированной и беспилотной техники, объединенной в сеть боевых и обеспечивающих платформ, системам огневого поражения, а также боевым легкобронированным автомобилям различного класса и назначения, созданным на базе единого шасси, интегрированным с индивидуальными и групповыми боевыми системами военнослужащих  и т.д.

Слаженная и целенаправленная работа трудовых коллективов организаций обеспечила выполнение производственно-экономических показателей, качественное и своевременное исполнение контрактных обязательств как по ГОЗ, так и в рамках военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами.

В текущих непростых условиях удалось достичь поступательного движения вперед. При этом многие организации, входящие в систему Госкомвоенпрома, показали положительную динамику роста.

С 2004 по 2019 год объем производства промышленной продукции (работ, услуг) организациями, входящими в систему Госкомвоенпрома, в долларовом эквиваленте за этот период времени увеличился почти в 7 раз (с 94,3 млн. до 654,5 млн. доллара США).

Ответственное, строгое и неукоснительное отношение к соблюдению международных правовых норм и обязательств стало отличительной чертой отечественных экспортеров оружия. Все это позволяет не только поддерживать крепкие связи с многолетними партнерами, но и завоевывать новые рынки.

В настоящее время взаимодействие в военно-технической сфере реализуют более 50 двусторонних соглашений в сфере военно-технического сотрудничества с более чем 40 странами, а ПВН поставляется в 97 государств.

Положительные результаты внешней торговли обеспечивают и положительный финансовый результат хозяйственной деятельности организаций Госкомвоенпрома.

Это позволяет предприятиям динамично развиваться, модернизировать производства, стимулировать труд ведущих специалистов.

Среднемесячная заработная плата работников организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, в долларовом эквиваленте выросла за период с 2004 по 2019 год в 4 раза (со 192 до 775 долларов США).

Производительность труда (по выручке на одного работника) в организациях Госкомвоенпрома за этот период выросла в 5,7 раза (с 12 до 68 тыс. долларов США).

Достигнутые результаты убедительно доказывают правильность выбранного курса.

В Госкомвоенпроме в 2020 году завершена работа по формированию Стратегии развития до 2025 года и на перспективу до 2030 года.

Документ определяет программно-целевую модель развития оборонного сектора экономики и Государственного военно-промышленного комитета, определяет вектор приоритетной деятельности на долгосрочную перспективу.

Задачи Стратегии достигаются путем реализации комплекса государственных и отраслевых программ, бизнес-планов, предусматривающих создание необходимых институтов, компетенций, инвестиционных проектов и инструментов, обеспечение необходимыми ресурсами для их реализации.

Основные блоки стратегии:

создание новых образцов ВВСТ;

институциональные изменения в управлении организациями и проектами;

трансформация отрасли за счет внедрения новых подходов в производственной кооперации, импортозамещении и развития инновационной инфраструктуры;

импортозамещение.

На основании анализа производственных возможностей, компетенций, динамики и тенденций внутреннего и внешнего рынка по направлениям, текущего и прогнозируемого спроса на продукцию военного и гражданского назначения определены приоритетные сегменты отрасли, которые являются ключевыми точками роста.

Определен перечень приоритетных направлений разработок ВВСТ на ближайшую и среднесрочную перспективу, который тесно увязаны с потребностями Вооруженных Сил и направлен на эффективное выполнение Государственной программой вооружения на 2021-2025 годы.

На основании оценки мировых тенденций в сопоставлении с возможностями организаций оборонного сектора экономики определены основные ОКР и НИОКР (всего 220, из них 150 - разработка новых образцов), планируемые к выполнению в ближайшие пять лет, в том числе не только по разработке ВВСТ, но и его модернизации и ремонте как в интересах белорусского военного ведомства, так и инозаказчиков.

Стратегией определены ключевые изменения инфраструктуры отрасли и разработан план внедрения современных подходов в управлении разработками, производством и продажами.