Безопасность и общество Оздоровление Полезные ссылки MILEX-2017
En Слабовидящим PDA версия

Высокие технологии на службе Отечеству. Госкомвоенпром: 10 лет в ногу со временем. Статья Председателя Госкомвоенпрома Гурулева С.П. в 9-м томе «Федерального справочника «ОПК России».

Высокие технологии на службе Отечеству. Госкомвоенпром: 10 лет в ногу со временем. Статья Председателя Госкомвоенпрома Гурулева С.П. в 9-м томе «Федерального справочника «ОПК России».
29 мая 2013

30 декабря 2013 года мы будем отмечать 10-летие со дня образования Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь (далее – Госкомвоенпром).

Первую юбилейную дату нужно рассматривать как повод подвести промежуточные итоги нашей работы, наших результатов, дать оценку пройденному пути, наметить новые задачи, скоординировать наши действия.

Есть первые результаты. Есть понимание, в каком направлении двигаться. Есть понимание каких-то недочетов, каких-то ошибок, нестыковок, которые объективно имеют место быть. Но все они – решаемы.

Конечно, можно говорить, что этот небольшой с исторической точки зрения период времени олицетворяет что-то новое, является самым продуктивным.

Сделано, несомненно, достаточно много, но предстоит сделать гораздо больше. Ведь свое счастье строим мы своими руками, свое богатство создаем своим трудом, на своей земле, в условиях мира и спокойствия.

Нам предстоит смело и решительно двигаться вперед, оперативно находить и системно развивать новые направления, используя свой потенциал, механизмы военно-технического сотрудничества (далее – ВТС), создавать современные образцы вооружения и военной техники, востребованные в нашей армии и на мировом рынке.

Иными словами – неутомимо созидать, подтверждая слова пионера воздухоплавания и авиации Альберто Сантоса Дюмона: «Изобретать – значит превосходить»!

Госкомвоенпром должен стать лидером таких процессов, в том числе активно способствовать трансферту новых технологий между оборонными и гражданскими предприятиями, оборонным и гражданским секторами экономики.

Ещё древнекитайский философ Конфуций говорил: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Мы не просто живем в такую эпоху, а находимся в самой гуще событий…

С момента распада Советского Союза прошло уже достаточно много времени – уже более двадцати лет, как мы самостоятельное государством. И сегодня говорить о том «сборочном цехе», которым являлась наша республика для мощного советского ВПК, наверно, не уместно.

Указ главы государства Александра Лукашенко о создании в конце 2003 года Госкомвоенпрома был призван остановить растаскивание по углам того потенциала, который остался в Республике Беларусь в наследство от ВПК Советского Союза. Тогда тенденции к этому просматривались отчетливо.

Оборонный сектор экономики Республики Беларусь (далее – ОСЭ) оказался в непростой ситуации переходного периода, приходилось искать пути выживания в новом мире рынка.

На территории страны осталось значительное количество предприятий, выпускающих продукцию военного назначения в основном в виде незавершенных элементов, узлов, деталей и т.п. Изготовление с их использованием конечной оборонной продукции и вооружения в основном осталось в России.

Старые экономические и производственные связи с предприятиями, находящимися в других государствах, также были разорваны.

При этом ОСЭ оказался лишен и внутрикооперационных связей, а также разобщен по причине межведомственной принадлежности.

Многие директора заводов предпочитали руководить по старинке: дал план – живи спокойно! Ни тебе задач на перспективу, ни кооперации с коллегами! Такая ситуация не способствовала развитию оборонной отрасли экономики в целом, ведь жить со старым багажом в современных условиях просто невозможно.

В тот период руководство государства отчетливо осознавало, что для поддержания боевого потенциала Вооруженных Сил на необходимом уровне требуется постоянное совершенствование не только боевой подготовки, но и вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).

При этом в первую очередь планировалось решение задач, направленных на проведение государственной политики в области обеспечения обороны, осуществление координации деятельности республиканских органов государственного управления по формированию государственного оборонного заказа, разработку и реализацию стратегии развития ОСЭ, развитие ВТС с иностранными государствами.

Именно эти приоритеты были обозначены в качестве ключевых при создании Госкомвоенпрома.

На первом этапе, с 2003 по 2009 год, Госкомвоенпром стабилизировал ситуацию на предприятиях ОСЭ, скоординировал их деятельность. Были определены их реальные возможности и готовность к созданию новой, востребованной продукции, а главное – к выполнению серийных заказов.

В результате весьма взвешенной государственной политики в Беларуси оборонка была трансформирована в дееспособный комплекс, ориентированный на целенаправленное развитие ряда «нишевых» перспективных оборонных технологий. Это информационные технологии, телекоммуникации, автоматизированные системы управления, электронно-оптические системы, приборостроение, а также основывающиеся на них модернизационные решения для различных систем вооружения и военной техники (авиационной, бронетанковой, ПВО) советского и российского производства.

Кроме того, Беларусь по-прежнему оставалась разработчиком и поставщиком колесных и гусеничных шасси для российского оборонно-промышленного комплекса.

Важнейшей вехой выхода на качественно новый уровень явилось принятие Государственной программы вооружения на 2006-2015 годы (далее – ГПВ), которая предусматривала поэтапное техническое переоснащение Вооруженных Сил. Это первый самый масштабный военно-технический проект за всю историю суверенной Беларуси. В нем были учтены финансово-экономические возможности государства, предусмотрены мероприятия по всем этапам «жизненного цикла» вооружения и военной техники (далее – ВВТ).

Проведенные мероприятия ГПВ позволили значительно поднять общую исправность и ресурс ВВТ, повысить боевой потенциал и возможности войск.

В результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) была создана основа для организации производства отечественными предприятиями новых средств разведки, радиоэлектронной борьбы, навигационно-топографического обеспечения, автоматизированных систем управления всех уровней для ВВС и войск ПВО.

Впрочем, этого тоже оказалось недостаточно. Анализ работы, проведенный Госкомвоенпромом, показал, что по большому счету руководители многих предприятий, которых можно назвать дезадаптивными, нежелающими что-то менять или воспринимать новое и лучшее, продолжали использовать достижения еще советского времени, умело представляли разработки прошлых лет на оружейных рынках, обеспечивая тем самым относительное благополучие своих трудовых коллективов. Не заботясь при этом о том, что необходимо вкладывать немалые финансовые средства в науку, самим искать рынки сбыта, заниматься кооперацией…. Одним словом, двигаться вперед, работать на перспективу.

Такое положение дел не устраивало ни внутреннего, ни внешнего заказчика.

Поэтому в 2009 году на высшем государственном уровне было принято решение о разработке и реализации стратегии дальнейшего развития ОСЭ, а также комплекса мер, направленных на создание условий для эффективной работы подчиненных (подведомственных) Госкомвоенпрому государственных организаций и хозяйственных обществ, а также иных организаций ОСЭ.

Для выполнения этой задачи нам надо было коренным образом обновить сам ОСЭ.

Был необходим переход к новым формам объединения предприятий, к концентрации научных, производственных, финансовых ресурсов,систематизации работы на внешнем рынке.

В 2010 году был в основном завершен второй этап развития Госкомвоенпрома, в ходе которого была осуществлена централизация управления всеми компонентами военно-технической политики, изменена сама структура Госкомвоенпрома, система влияния на ОСЭ.

Сегодня Госкомвоенпром - это не та структура, которая призвана лишь командно-административными методами руководить вошедшими в ее состав организациями.

Компактный, но очень профессиональный аппарат Госкомвоенпрома проводит анализ и оценку геополитических процессов, происходящих в мире, их влияния на развитие рынка вооружений и военной техники, оперативно находит и системно развивает новые направления, формирует и контролирует вопросы выполнения Государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, проводит огромную аналитическую работу по изучению состояния организаций белорусской оборонки и на ее основе разрабатывает прогнозы производственно-технического и финансово-экономического развития организаций ОСЭ.

Таким образом, за непродолжительное время существования Госкомвоенпром прошел этапы становления и развития, стал республиканским органом государственного управления, проводящим в полном объеме военно-техническую политику государства, осуществляя регулирование и управление в таких областях, как:

· развитие и содержание ВВСТ;

· разработка и реализация стратегии развития ОСЭ, принятие комплекса мер, направленных на создание условий для эффективной работы организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома;

· реализация государственной политики в области ВТС;

· реализация государственной политики в области экспортного контроля;

· реализация государственной политики в сфере навигационной деятельности;

· координация деятельности в этих областях других республиканских органов государственного управления.

Сегодня Госкомвоенпром занимает ведущее место в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государства, в реализации его инновационной и внешнеэкономической политики.

Стратегия дальнейшего развития Госкомвоенпрома нашла отражение в Программена 2011-2015 годы, основной упор в которой был сделан не на диверсификацию выпускаемой оборонной промышленностью продукции, а на углубление ее специализации путем развития таких приоритетных направлений, как:

боевые геоинформационные системы;

оснащение войск беспилотными авиационными комплексами;

системы комплексного противодействия высокоточному оружию;

боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск;

системы огневого поражения.

Основная цель Программы – создание условий для повышения конкурентоспособности отечественного ОСЭ, его возможностей по производству перспективных образцов ВВТ и развития ВТС.

Задача – сформировать научный задел в прорывных областях и на этой базе существенно нарастить долю выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме производства.

Для выполнения этой задачи нам надо было оптимизировать структуру центрального аппарата Госкомвоенпрома, модернизировать существующие и строить новые предприятия, внедрять современные модели управления, которые позволят снизить издержки и повысить эффективность и качество производства.

В рамках реализации мероприятий Программы Госкомвоенпром приступил к созданию системы главных конструкторов по приоритетным направлениям развития ВВТ.

Внедрение данной системы при определении персональной ответственности за научно-технический уровень создаваемой продукции по соответствующим направлениям позволило осуществлять координацию работ и техническое руководство при НИОКР и технологических работ, реализуемых за счет средств республиканского бюджета.

Для повышения эффективности деятельности Госкомвоенпрома по организации процессов коммерциализации научных исследований в 2011 году была оптимизирована структура его центрального аппарата.

Упор сделали на качество аналитической поддержки решений по формированию программ создания продукции военного назначения (ПВН), организации кооперационных связей и развитию отрасли в целом.

Для этих целей было образовано специальное подразделение, отвечающее за распоряжение результатами научно-технической деятельности, формирование и ведение базы данных о научно-технических результатах работ, выполненных предприятиями ОСЭ. Это позволило устранить дисбаланс между выполнением отдельных опытно-конструкторских работ и серийным производством разработанной продукции, повысить заинтересованность и ответственность руководителей предприятий за конечный результат – разработку и производство востребованной продукции.

Был необходим следующий шаг. И этот шаг – интенсивное инновационное развитие.

В 2011 году организации Госкомвоенпрома приступили к реализации 7 инновационных проектов, вошедших в Государственную программу инновационного развития Беларуси на 2011–2015 годы.

Благодаря реализации ряда инновационных проектов, был получен дополнительный импульс в развитии космической (космическое приборостроение) и авиационной (экспериментальная авиация) отраслей промышленности, создании современных и перспективных цифровых систем и средств связи, не уступающих мировым аналогам, а также в сфере навигации.

Все мероприятия были оптимизированы с учетом потребностей внутреннего и внешнего рынка, значимости проектов для экономики страны.

Главная ставка в реализации инновационной политики была сделана на крупные современные многоуровневые вертикально интегрированные структуры.

Важнейшим итогом 2011 года стало формирование холдингов, способных разрабатывать, серийно производить и продвигать на рынках конкурентоспособную продукцию, основываясь на выбранных приоритетах в развитии вооружения.

Сегодня под пристальным вниманием Госкомвоенпрома находятся все вопросы, связанные с их развитием. При этом происходит постепенный переход от ручного к функциональному управлению, при котором руководство организациями, входящими в систему Госкомвоенпрома, осуществляется преимущественно через интегрированные структуры и головные предприятия.

Таким образом, в первый год реализации Программы развития Госкомвоенпрома на 2011–2015 годы удалось заложить основы для дальнейшего поступательного движения вперед.

Мы приступили к реализации инновационных проектов, основанных на деловой инициативе, заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств, получили положительный опыт и в формировании интегрированных структур с определенной сферой деятельности.

Определены механизм и мероприятия по реализации, которые предусматривают оптимизацию структуры аппарата управления холдингов, рационализацию производства (оптимизация площадей и оборудования, увеличение производственной кооперации), снижение накладных расходов, принятие мер по усилению ответственности руководителей за эффективность деятельности холдингов и мотивации их труда.

2012 год стал переломным в переосмыслении экономической модернизации как структурного изменения для каждой нашей организации.

Реализация этой задачи крайне важна для того, чтобы уверенно выполнить запланированные показатели. Только так мы сможем прогрессировать в дальнейшем развитии.

За счет активизации инвестиционной деятельности и совершенствования научно-технического потенциала в приоритетных направлениях деятельности удалось добиться определенного ускорения инновационного развития.

Как результат – только в 2012 году в основные фонды организаций инвестировано более 200 млрд. рублей. Это позволило обновить парк производственноеоборудования, внедрить новые технологические процессы, обеспечить выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Доля затрат в активную часть основных средств (приобретение машин, оборудования, транспортных средств) составила 72% .

Благодаря совокупности факторов мы имеем около 20% в объеме производства конкурентоспособной инновационной продукции, которая позволяет достаточно активно выходить не только на внутренний, но и внешний рынок.

Продуманная государственная инновационная политика опирается на приоритетные направления фундаментальной и прикладной науки, существующие тенденции развития средств ведения вооруженной борьбы и позволяет получить конкретные результаты.

В течение 2012 года организациями, входящими в систему Госкомвоенпрома, завершили разработки и поставили на производство более 35 образцов современной инновационной продукции, выполнили более 20 опытно-конструкторских работ, создающих задел на последующие годы.

Выполнение перечисленных мероприятий позволило на протяжении последних лет поставить на вооружение белорусской армии более 130 наименований новых и модернизированных образцов военной техники. Практическое их использование дает результаты, соответствующие предъявляемым к ним требованиям.

2013 год – особый год, середина пятилетки. От того, как мы в этом году сработаем, зависит, насколько успешной будет реализация целей, закрепленных в пятилетней Программе социально-экономического развития страны и развития Госкомвоенпрома в частности.

Деятельность Госкомвоенпрома будет сконцентрирована на нескольких основных направлениях: модернизации действующих предприятий, способных обеспечить установленный уровень производительности труда; создании новых предприятий, а также на инновационных проектах.

В рамках реализации программ по модернизации, рассчитанных по 2015 год включительно, организациями, входящими в систему Госкомвоенпрома, приобретается новое оборудование, внедряются новые технологии, обеспечивается производство новых видов изделий, выполняются опытно-конструкторские работы, проводится оптимизация организационно-штатной структуры, рационализация площадей, внедряются современные модели управления, которые позволят снизить издержки и повысить эффективность и качество производства. Ресурсы на модернизацию концентрируются на проектах с наибольшей отдачей. Предприятия активно идут на контакты с инвесторами.

Модернизация организаций, входящих в систему Госкомвоенпрома, ввод новых и высокотехнологичных производств – это площадка для получения и внедрения перспективных технологий. В дальнейшем они дадут толчок инновационному развитию других отраслей экономики и укреплению наших позиций на мировом рынке. А в конечном итоге – усилят обороноспособность страны, увеличат финансовые поступления в государственный бюджет.

В 2013 году должна быть окончательно сформирована система работы генеральных (главных) конструкторов в ОСЭ. Это позволит повысить эффективность использования научно-технического и конструкторско-технологического потенциала организаций, сконцентрировать его на создании конкурентоспособной и соответствующей мировому уровню техники, систем и комплексов, имеющей важнейшее значение для развития Беларуси.

Деятельность генеральных конструкторов будет сконцентрирована в первую очередь на создании технически сложных, ресурсо- и наукоемких видов техники, систем и комплексов в основных отраслях промышленности – машиностроении, приборостроении, электронике и микроэлектронике, аэрокосмических и информационных технологиях, телекоммуникациях, оборонном секторе.

В 2013 году организации Госкомвоенпрома продолжат серийную поставку Вооруженным Силам средств радиосвязи, предусмотренных программой оснащения и государственным оборонным заказом, а также сосредоточат работу на разработке «стратегии прорыва» в области радиолокации и в области создания элементной базы.

Надо понимать, что в современном глобализующемся мире проблемой становится уже не само производство продукции, а ее выгодная продажа. Сегодня продавец вынужден сам идти к покупателю.

Торговля оружием и военной техникой является одной из наиболее инновационных областей современного бизнеса. Их производство на экспорт служит подтверждением лидерства тех или иных государств в сфере развития высоких технологий. Республика Беларусь здесь не исключение.

Наша страна – один из производителей конкурентоспособной техники. Она обладает как собственными разработками, так и большим потенциалом в рамках научно-технической и производственной кооперации с рядом государств.

Наибольший интерес у потенциальных иностранных заказчиков сегодня вызывают целостные образцы ВВТ, в которых реализованы высокотехнологичные белорусские разработки, а также эксклюзивные, вписывающиеся в современные концепции ведения боевых действий.

Сегодня более 70% продукции белорусской оборонки уходит на внешний рынок. Нам удалось преодолеть ситуацию, когда в структуре экспорта преобладала излишествующая в Вооруженных Силах советская техника. Сейчас почти 90% экспортируемых вооружений и услуг — белорусские.

Вместе с тем конкуренция на современном оружейном рынке очень высокая. Практически все ведущие страны мира сегодня являются крупнейшими экспортерами продукции военного назначения (далее – ПВН) и, соответственно, активно работают над решением проблемы продвижения своей ПВН.

Поэтому Госкомвоенпром совершенствует сами механизмы ВТС, проводит целенаправленную работу по перестройке системы ВТС и переходу к новой стратегии взаимоотношений с потенциальными заказчиками. Предпринимаемые здесь шаги, а они в последнее время были сделаны, показывают, что такую работу целесообразно и надо продлевать.

Это создание совместных предприятий и совместные с иностранными заказчиками разработка и производство ПВН и двойного применения с привлечением в Республику Беларусь инновационных технологий и разработок. Учитывается также заинтересованность заказчиков в закупках продукции с передачей технологий по её изготовлению.

В целях укрепления взаимодействия с основными партнерами уделяется особое внимание реализации долгосрочных программ сотрудничества и деятельности межправительственных комиссий по ВТС.

Активно ведется проработка новых форм сотрудничества с зарубежными партнерами, позволяющих наиболее полно реализовывать возможности как организаций отечественного ОСЭ, так и наших партнеров по ВТС.

В качестве примера можно назвать реализацию инвестиционного проекта между Беларусью и Китаем.

Развивая дружественные и партнерские отношения между странами, принимая во внимание многолетний успешный опыт китайских предприятий в разработке, запуске и эксплуатации спутников, было принято решение о создании национальной системы спутниковой связи и вещания в Республике Беларусь с привлечением Китайской промышленной корпорации «Великая стена».

Создание национальной системы спутниковой связи Республики Беларусь – очередной этап совершенствования телекоммуникаций, необходимых для инновационного развития страны. Он был утвержден «Национальной программой исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008-2012 годы» в качестве одного из перспективных направлений космической деятельности.

Запуск спутника и создание инфраструктуры — все это, конечно, недешево, но данный проект коммерчески очень выгоден, поэтому его окупаемости, несомненно, было уделено особое внимание.

Наша задача даже не только в том, чтобы повысить качество связи для обычных пользователей, но и в создании пространственно-распределенных технологий, позволяющих передавать большие объемы информации в реальном времени. Нужды логистики, дополнительные возможности для телевещания, гораздо более широкая зона охвата для связи — сложно найти сферы, где новая система не будет востребованной.

Белорусско-китайский проект по созданию спутника связи будет являться уникальным примером трансформации двустороннего партнерства в трансконтинентальное и позволит создать новые рабочие места в наших странах.

В свою очередь, Беларусь также готова представить практический полный спектр услуг: экспорт ПВН, модернизацию, гарантийное техническое обслуживание и ремонт поставленных образцов ВВТ (организацию сервисных центров), подготовку иностранных военных специалистов, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах заказчика. Это тоже известный способ закрепления за собой рынка.

Также Республика Беларусь готова предложить партнерам по ВТС участие своих специалистов в проведении комплексной оценки состояния военно-технической составляющей системы обеспечения военной безопасности государства, совместной выработке рекомендаций по ее приведению в состояние, адекватное существующим и прогнозируемым угрозам. Более того, нами уже накоплен значительный опыт такой работы.

В настоящее время нашей страной заключено более 40 двусторонних соглашений по ВТС почти с 30 государствами.

В то же время предстоит еще решить целый комплекс проблем по продвижению продукции на внешние рынки, переходу к современным методам маркетинга, внедрению гибких форм расчетов с заказчиками, диверсификации работы по географии и номенклатуре.

Наиболее тесно социально-экономическое развитие Республики Беларусь связано с Российской Федерацией в рамках Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства. Создание общего рынка и единого оборонного пространства позволит устойчиво развиваться экономикам двух стран, в том числе и ОПК Беларуси и России.

Сегодня Беларусь и Россия обладают значительным потенциалом для расширения ВТС. Здесь две страны уже достигли определенных успехов.

Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что прошлогодняя сочинская встреча лидеров наших государств Александра Лукашенко и Владимира Путина послужила мощным импульсом к активизации двусторонних белорусско-российских отношений, в том числе к расширению сотрудничества в оборонной сфере.

Существенно активизировалась работа Белорусско-Российской межправительственной комиссии по ВТС, которая не только рассматривает все проблемные вопросы и принимает конкретные решения, но и работает фактически на постоянной основе, решая возникающие вопросы и в период между проведением заседаний.

Систематически проводятся встречи руководителей соответствующих государственных органов Беларуси и России, в ходе которых также решаются конкретные вопросы.

За последние годы Госкомвоенпромом и российскими федеральными органами власти проведена масштабная работа по перестройке нормативной правовой базы сотрудничества, выходу на решение конкретных задач.

С 2012 года заработал механизм реализации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии ВТС. На его основе введен новый упрощенный порядок поставки продукции (работ, услуг) военного назначения в интересах силовых ведомств. В результате повышена оперативность поставок перспективных образцов вооружения и выстроены эффективные кооперационные цепочки.

Активно осуществляется сотрудничество организаций сторон в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 20 мая 1994 года.

В рамках Соглашения предприятия и организации оборонных отраслей промышленности Республики Беларусь и Российской Федерации на протяжении 19 лет успешно осуществляют кооперационные поставки материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, учебного и вспомогательного имущества на основании согласованных перечней, без квотирования и лицензирования, а также взимания пошлин на экспорт-импорт товаров.

В настоящее время многие виды российского экспортного вооружения создаются с применением белорусских комплектующих изделий. Партнерами белорусской «оборонки» являются более 400 российских предприятий, которые в свою очередь имеют научно-техническую и производственную кооперацию практически со всеми организациями ОСЭ Беларуси почти по 1600 наименованиям ПВН.

В последние годы руководство Беларуси и России уделяет именно этому большое внимание. Резкое увеличение финансирования государственного оборонного заказа в России и взаимодействие с предприятиями Беларуси подтверждает крайнюю важность этого направления.

23 октября 2012 года можно без преувеличения назвать знаковым событием в развитии дальнейшей интеграции оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации.

По итогам заседания рабочей группы высокого уровня подписана Программа мероприятий по активизации сотрудничества предприятий оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации на 2012–2015 годы, которая отражает весь спектр задач, поставленных правительствами наших государств.

Плодотворная работа национальных частей рабочей группы высокого уровня позволила найти те направления, решить возникшие проблемные вопросы, расширить тот перечень механизмов, которые позволят говорить о дальнейшей динамике в развитии интеграции и кооперации предприятий ОПК двух стран, а также определить пути их развития и укрепления наукоемких производств, повышения научно-технического потенциала.

Такое взаимодействие также позволяет эффективнее распределять усилия, а в итоге – выходить на качественно новый уровень межгосударственной кооперации. Кроме того, инновационная деятельность в сфере военных НИОКР является высокозатратной и потому объединение усилий в этом направлении дает возможность в разумные сроки и с меньшими расходами, техническими и финансовыми рисками выполнять соответствующие программы исследований.

Сотрудничество двух стран в оборонной сфере будет развиваться, прежде всего, по шести основным направлениям. Это совершенствование нормативной правовой базы двустороннего сотрудничества; интеграция организаций разработчиков и производителей ВВТ; производственная и научно-техническая кооперация оборонных организаций; реализация программ Союзного государства в сфере обороны и безопасности; проведение единой политики в сфере технического нормирования, стандартизации и каталогизации оборонной продукции; информационное обеспечение процессов интеграции и дальнейшее развитие сотрудничества.

Для закрепления нашего взаимодействия мы договорились уже в этом году завершить консультации и выработать общие подходы, формы и договоренности по всем поставленным вопросам.

Ведущие белорусские оборонные предприятия активно участвуют как в мероприятиях государственного оборонного заказа России, так и в новых разработках перспективных образцов ВВТ.

В связи с этим на правительственном уровне поддержано решение о проработке вопросов интеграции производителей ВВТ двух государств.

В развитие достигнутых по линии правительств договоренностей по активизации взаимовыгодного сотрудничества между профильными белорусскими и российскими ведомствами и организациями ОПК сторон также прорабатывается возможность вхождения заинтересованных российских предприятий в состав акционеров ряда белорусских организаций.

Предполагается реализация совместных проектов с участием "Роскосмоса" и ОАО "Пеленг", а также интеграция ОАО "Минский завод колесных тягачей" в структуру российского оборонно-промышленного комплекса.

Особое значение в развитии интеграционных процессов между Беларусью и Россией имеют союзные программы, в том числе в сфере обороны и безопасности. Эта форма взаимодействия позволяет нам вкладывать союзные средства в развитие новых технологий.

Госкомвоенпромом организована и активно проводится работа по включению в перечень новых тематических направлений для последующей разработки, утверждения и реализации научно-технических программ Союзного государства («Монолит», «Телематика-СГ», «АРМ-М», «Баллистика»).

В качестве примера можно также привести разработку проекта Концепции научно-технической программы Союзного государства «Разработка средств проектирования и оборудования для создания сверхбольших интегральных схем специального и двойного применения». В настоящее время проект Концепции проходит внутригосударственные процедуры согласования.

Мы добились первых результатов и в совместной работе по проведению единой политики в сфере технического нормирования, стандартизации и каталогизации оборонной продукции.

В ходе двусторонних переговоров по вопросам каталогизации, проведенных в Минске 19-20 февраля 2013 г. был утвержден состав совместной рабочей группы и подписан план совместных мероприятий по созданию единой системы каталогизации продукции военного назначения.

Положительные отклики получила и первая Белорусско-Российской научно-практической конференции по ВТС с участием предприятий оборонно-промышленных комплексов (далее – ОПК) двух стран (16-18 мая 2012 г., г. Минск). Практика их проведения продолжится.

Кроме того, в ходе заседания рабочей группы высокого уровня обсуждены проблемные вопросы двустороннего сотрудничества, определены дальнейшие шаги по взаимодействию с Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации.

Речь, главным образом, идет о сохраняющихся отдельных ограничениях на предоставление равных условий доступа предприятий оборонно-промышленных комплексов к государственным закупкам товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности, в том числе в рамках государственного оборонного заказа.

Для этого необходимо подготовить новую законодательную основу. И в этом направлении мы сегодня активно работаем. Издание российским правительством 24 декабря 2012 г. постановления

№ 1389 , которое устанавливает, что в России при размещении заказа для государственных нужд, в том числе в рамках гособоронзаказа, к товарам, материалам и комплектующим, страной происхождения которых является Республика Беларусь, применяется режим, аналогичный режиму, установленному для товаров, материалов и комплектующих российского производства. Относится это пока к узкому сегменту – поставкам продукции легкой промышленности для изготовления форменной одежды. Но это очень позитивный сигнал для решения вопросов создания равных условий доступа к размещению заказов на поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности.

Очевидно, что столь интенсивная работа в данном направлении свидетельствует о том, что наши страны хотят как можно быстрее получить максимальную эффективность от белорусско-российского ВТС.

В целях дальнейшего развития ВТС между Республикой Беларусь и Российской Федерацией Госкомвоенпромом совместно с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации подготовлен проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реализации Программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года.

Предметом Соглашения является выполнение Программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года, включающей мероприятия по поставкам, ремонту, модернизации, проведению НИОКР в интересах министерств обороны сторон, а также кооперационных и интеграционных связей предприятий оборонных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации по указанным направлениям.

Подписание Соглашения позволит систематизировать работы в области ВТС между двумя странами, а также обеспечить допуск белорусских предприятий к государственному оборонному заказу Российской Федерации по конкретным проектам.

Необходимо отметить, что за прошедшие с разпада Советского Союза 20 лет белорусские предприятия совершили мощный рывок вперед, освоив разработку и производство высокотехнологичных и интеллектуальных образцов вооружения и военной техники, соответствующих самым современным стандартам. При этом большинство предприятий по-прежнему ориентировано на российскую «оборонку».

Так, более 80 процентов годового экспорта ОАО «Минский завод колесных тягачей» приходится на российских заказчиков. В то же время более 200 российских предприятий поставляет для ОАО «МЗКТ» сырье, материалы и комплектующие.

Многие предприятия поставляют российским смежникам элементную базу, радиоэлектронные устройства и т.д.

Налажена тесная кооперация ОАО «Пеленг» с ОАО «Вологодский оптико-механический завод» и ОАО «Курганмашзавод» по поставке систем управления огнем для бронетанковой техники.

Ведется разработка и поставка технологий современного программного обеспечения военного назначения. Работы такого уровня на сегодняшний день могут выполнять с десяток государств мира, в том числе и наша страна.

Запуск на орбиту 22 июля 2012 года белорусского космического аппарата говорит о том, что в стране активно развиваются самые передовые аэрокосмические технологии, причём они работают на развитие практических исследований и технологий. Такая работа скооперировала возможности не только белорусских учёных, но и привела к научному взаимодействию с рядом российских научных организаций. Вот вам союзное взаимодействие в реалиях. Нужно отметить, что оборудование, которое разработано в стране и установлено на белорусском спутнике, также может сейчас монтироваться и на ряде российских космических объектов.

ОАО «Пеленг» за период с 2004 по 2011 год разработало и изготовило четыре летных образца оптико-электронной аппаратуры для решения совместных задач дистанционного зондирования Земли. (далее – ДЗЗ) Союзного государства Беларуси и России.

Для решения задач мониторинга поверхности Земли из космоса, с целью дальнейшего развития отечественной системы ДЗЗ, создания оптико-электронной аппаратуры для перспективных отечественных и зарубежных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли ОАО «Пеленг» предлагает в рамках программы Союзного государства «Мониторинг-СГ» разработать экспериментальный образец бортового комплекса ДЗЗ среднего разрешения для микроспутников.

Можно говорить о перспективах сотрудничества в сфере спутниковой навигации и применения ГЛОНАСС-технологий на территории двух союзных государств.

6 марта 2013 года в Москве белорусский и российский сетевые операторы в сфере навигационной деятельности НП «ГЛОНАСС» и ОАО «СКБ Камертон» подписали соответствующее соглашение.

Участники соглашения предполагают совместно работать над навигационно-информационными системами на основе ГЛОНАСС, разрабатывать решения на основе навигации в рамках Таможенного союза, создавать и эксплуатировать системы тахографического контроля, мониторинга перевозки специальных грузов.

В круг взаимодействия партнеров также войдет обеспечение совместимости российских и белорусских средств навигации, разработка проектов нормативных и технических правовых актов в сфере навигационной деятельности.

Именно по линии ВТС, кооперации между предприятиями оборонно-промышленных комплексов продвижение идет наиболее быстрыми темпами. Именно так должно развиваться сотрудничество между двумя братскими государствами, связанными к тому же интересами укрепления общей безопасности.

Оборонный сектор экономики всегда являлся флагманом передовых технологий и инноваций. Только самое надежное и лучшее востребовано во всех армиях. И здесь нам ни в коем случае нельзя отставать.

В сентябре 2013 года на территории Республики Беларусь будет проходить совместное белорусско-российское стратегическое учение «Запад-2013», на котором планируется представить в действии ряд инновационных разработок организаций ОСЭ, среди которых образец беспилотного авиационного комплекса «БАК – 100», комплекс «Солдат – боевые системы»;

Именно такой подход позволит Беларуси и России, выстраивая индустриальное и высокотехнологичное сотрудничество, завоевать свое достойное место в мире высокоиндустриальных держав, усилить оборонный потенциал Союзного государства.

Да, сделано многое, но это не должно создавать иллюзий, что заданные темпы развития будут поддерживаться сами по себе. Динамика процессов во всех областях заставляет действовать только на опережение.

При этом все обозначенные нами приоритеты получат мощный импульс в своем развитии. Думаю, и практический результатне за горами.



Назад в раздел