Безопасность и общество Оздоровление Полезные ссылки MILEX-2017ГОД НАУКИ - 2017
En Слабовидящим

Экспортный контроль и лицензирование

Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь в соответствии с законодательными и распорядительными документами осуществляет реализацию государственной политики в области экспортного контроля, направленной на обеспечение ввоза, вывоза, транзита и использования объектов экспортного контроля.

Экспортный контроль заключается в установлении и осуществлении разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля (специфических товаров (работ, услуг).

Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле»  определяет правовые основы, ответственность и полномочия государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь в области экспортного контроля, а также цели, основные принципы и понятия системы экспортного контроля.  

С целью обеспечения экспортного контроля Государственный военно-промышленный комитет: 

осуществляет в соответствии с законодательством оформление, выдачу, приостановление, возобновление, продление срока действия, прекращение действия специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения, координирует деятельность организаций по производству данной продукции, а также контролирует соблюдение ими лицензионных требований и условий, предъявляемых к данной деятельности;

осуществляет в соответствии с законодательством оформление, выдачу, ведение учета свидетельств на право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), координирует внешнеторговую деятельность организаций;

организует проведение идентификации товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в качестве специфических товаров (работ, услуг);

осуществляет в соответствии с законодательством оформление, выдачу, ведение учета разрешительных документов на вывоз специфических товаров (работ, услуг) и ввоз отдельных категорий данных товаров, а также контроль за исполнением данных разрешительных документов;

осуществляет в соответствии с законодательством оформление документов, контроль и координацию деятельности организаций в рамках межправительственных договоров о производственной и научно-технической кооперации организаций оборонных отраслей промышленности государств - участников Содружества Независимых Государств;

осуществляет выдачу импортных сертификатов и при необходимости подтверждает обязательства потребителя специфических товаров (работ, услуг), являющегося юридическим лицом Республики Беларусь;

осуществляет взаимодействие с уполномоченными органами по экспортному контролю иностранных государств, а также в рамках ЕврАзЭс и Таможенного союза, международными организациями и многосторонними режимами экспортного контроля;

контролирует выполнение организациями Республики Беларусь, осуществляющими военно-техническое сотрудничество, обязательств, принятых Республикой Беларусь в сфере экспортного контроля.

Лицензирование деятельности, связанной с продукцией военного назначения

Лицензирование деятельности связанной с продукцией военного назначения, осуществляется Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь (далее – Госкомвоенпром).

Госкомвоенпром выдает специальные разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения (далее – лицензии), продляет срок их действия, вносит в них изменения и (или) дополнения (касающиеся изменения и (или) дополнения указанного в лицензии перечня работ и (или) услуг, перечня специфических товаров, в отношении которых выполняются работы и (или) оказываются услуги), приостанавливает, прекращает, возобновляет их действие, аннулирует их на основании решения Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь (далее – Межведомственная комиссия) в соответствии с Положением о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2012 г. № 71 «О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)».

Лицензия на право осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения, выдается сроком от 1 года до 5 лет и действует на всей территории Республики Беларусь. 

Срок действия лицензии может быть продлен однократно по заявлению лицензиата на срок до 5 лет, определяемый решением Межведомственной комиссии. 

Деятельность, связанная с продукцией военного назначения, включает составляющие работы и услуги, указанные в пункте 99 Положения о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами).

Работы и (или) услуги, составляющие деятельность, связанную с продукцией военного назначения, выполняются и (или) оказываются в отношении продукции военного назначения, определенной в  приложении 2 к Положению о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами).

Право на получение лицензии имеют юридические лица Республики Беларусь, отвечающие лицензионным требованиям и условиям. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии на право осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения, указаны в пункте 101 Положения о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами).

Порядок выдачи лицензии, дубликата лицензии, продления срока действия лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, а также осуществления иных действий, связанных с лицензированием, определен Инструкцией об организации выдачи специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения, и осуществления иных действий, связанных с лицензированием (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 9 апреля 2012 г. № 5 (газета «Рэспублiка» от 28 апреля 2012 г. № 79, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г.,  № 49, 8/25379).

Для получения лицензии соискатель лицензии либо его уполномоченный представитель представляет в Госкомвоенпром: 

1. Заявление о выдаче лицензии по форме согласно  приложению 1 к Инструкции, подписанное руководителем соискателя лицензии и заверенное печатью соискателя лицензии, с указанием:

наименования и местонахождения соискателя лицензии, а также его обособленных подразделений, в том числе филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;

лицензируемого вида деятельности, составляющих его работ и (или) услуг, которые соискатель лицензии намерен осуществлять, а также специфических товаров, в отношении которых будут выполняться работы и (или) оказываться услуги;

работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, а также специфических товаров, в отношении которых будут выполняться работы и (или) оказываться услуги, для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала, соискателя лицензии;

наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика;

срока, в течение которого будут выполняться работы и (или) оказываться услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности;

перечня прилагаемых к заявлению документов.

Справочно:

В заявлении соискателя лицензии о выдаче лицензии указывается только та продукция военного назначения, в отношении которой будут выполняться работы и (или) оказываться услуги, при этом допускается конкретизация вооружения и военной техники до изделий, составных частей изделий.

2. Копии учредительных документов соискателя лицензии, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации соискателя лицензии, извещения налогового органа о присвоении учетного номера плательщика.

Нотариального засвидетельствования представляемых в Госкомвоенпром копий документов не требуется при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий.

3. Документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

4. Справку о наличии:

квалифицированных работников (необходимых структурных подразделений), обеспечивающих выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

помещений, технологического и испытательного оборудования, средств измерения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

структурных подразделений (штатных работников), обеспечивающих контроль за качеством выпускаемой продукции и соблюдением установленных требований по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг.

Документы и иная информация, содержащие сведения, отнесенные к государственным секретам, представляются в установленном законодательством порядке.

Соискателю лицензии или его уполномоченному представителю по их просьбе может быть предоставлена копия заявления о выдаче лицензии с отметкой о дате его приема.

В случае указания в заявлении о выдаче лицензии не всех сведений либо представления не всех документов, определенных Положением о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), Госкомвоенпром в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого заявления письменно отказывает соискателю лицензии в принятии этого заявления к рассмотрению с указанием причин отказа. Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии для устранения недостатков.

Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено Госкомвоенпромом в течение 20 рабочих дней со дня его приема. Указанный срок может быть продлен на срок проведения оценки, экспертизы.

Государственная пошлина за выдачу лицензии, внесение в нее изменений и (или) дополнений, продление срока ее действия, выдачу дубликата лицензии уплачивается соискателем лицензии (лицензиатом) в республиканский бюджет в соответствии с главой 27 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть). 

Ставки государственной пошлины приведены в приложении 22 (пункты 42, 43) к Налоговому кодексу Республики Беларусь: 

Ставки государственной пошлины по иным объектам обложения государственной пошлиной

Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина       

 

Ставки государственной пошлины

 

42. Выдача специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанных со специфическими товарами (работами, услугами), за исключением специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности

10 базовых величин

 

43. Внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанных со специфическими товарами (работами, услугами), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 45 и 46 настоящего приложения, продление срока действия специального разрешения (лицензии), выдача его дубликата (за исключением дубликата специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности)

50 процентов ставки, установленной пунктом 42

 

 


    Обращаем внимание. Изменились реквизиты для уплаты государственной пошлины!

Со 2 мая 2014 г. уплата государственной пошлины за выдачу лицензии, внесение в нее изменений и (или) дополнений, продление срока ее действия, выдачу дубликата лицензии, производится:

Расчетный счет: 3602911010004

Банк получатель: г. Минск, ОАО «АСБ Беларусбанк», код 795

Бенефициар: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску

УНП: 100062516

Код платежа: 03001 (для юридических лиц).


С 4 июля 2017 г. изменились номера расчетных счетов: 

Расчетный счет (IBAN): BY04AKBB36029110100040000000

Банк получатель: г. Минск, ОАО «АСБ Беларусбанк», код банка (BIC) AKBBBY2X

Бенефициар: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску

УНП: 100062516

Код платежа: 03001 (для юридических лиц).

Назначение платежа: Государственная пошлина за выдачу (продление, внесение изменений и (или) дополнений) специального разрешения (лицензии) (дубликата лицензии) на право осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения.

Примечание: по указанным реквизитам производится уплата государственной пошлины за получение иных разрешительных документов, выдаваемых в отделе экспортного контроля и лицензирования.


Рекомендации по оформлению справок, представляемых в Госкомвоенпром.

Справка о выполнении лицензионных требований и условий, представляемая соискателем лицензии.

Справка оформляется в произвольной форме и должна содержать следующую информацию:

1. Краткие сведения об организации:

дата создания;

учредители (ведомственная подчиненность);

фамилия, имя, отчество руководителя (контактный телефон);

основные направления деятельности организации;

сведения о выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах).

2. Сведения о планируемой деятельности организации по созданию продукции военного назначения:

какую продукцию военного назначения организация планирует создавать (какие работы в отношении продукции военного назначения планирует выполнять);

планируемая кооперация при создании данной продукции;

возможность применения данной продукции в Вооруженных Силах Республики Беларусь (других войсках или воинских формированиях, либо организациях оборонного сектора экономики);

перспективы поставки данной продукции на экспорт.

3. Характеристика финансово-экономического состояния организации (для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность):

объем производства продукции (работ, услуг), млн. рублей;

объем экспорта продукции (работ, услуг), тыс. долларов США;

чистая прибыль (убыток), млн. рублей;

рентабельность продаж, процентов;

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.

Указанные сведения представляются за предшествующий год и за истекший период текущего года до даты обращения заявителя.

4. Сведения о наличии квалифицированных работников (структурных подразделений), обеспечивающих выполнение деятельности, связанной с продукцией военного назначения:

организационно-штатная структура организации (основные структурные подразделения, численность работников, в том числе обеспечивающих выполнение лицензируемой деятельности);

образование (квалификация) работников, обеспечивающих выполнение лицензируемой деятельности.

5. Сведения о наличии помещений, технологического и испытательного оборудования, средств измерения, необходимых для осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения:

какими помещениями располагает организация для осуществления лицензируемой деятельности (административными, производственными, складскими и т.д.);

на каком основании организация располагает указанными помещениями (право собственности, аренда)*;

каким основным технологическим, испытательным оборудованием, средствами измерения располагает организация для осуществления лицензируемой деятельности.

6. Сведения о наличии структурных подразделений (штатных работников), обеспечивающих контроль качества выпускаемой продукции и соблюдения установленных требований по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг:

как в организации обеспечивается контроль качества выпускаемой продукции (наличие структурных подразделений или штатных работников);

как в организации обеспечивается выполнение требований по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг (наличие структурных подразделений или штатных работников).

7. Другие сведения, подтверждающие возможность организации выполнять работы и (или) оказывать услуги в отношении продукции военного назначения:

наличие других лицензий, сертификатов, заключений (отзывов) государственных органов и организаций, характеризующих деятельность организации*;

информация о соблюдении экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами*.

Справка, представляемая лицензиатом, для продления срока действия лицензии (аналогичная справка представляется организацией, которая подает документы для получения новой лицензии, взамен лицензии, срок действия которой закончился).

Справка оформляется в произвольной форме и должна содержать следующую информацию:

1. Краткие сведения об организации: 

дата создания;

учредители (ведомственная подчиненность);

фамилия, имя, отчество руководителя (контактный телефон);

основные направления деятельности организации;

сведения о выпускаемой продукции (выполняемых работах, оказываемых услугах).

2. Сведения о деятельности по созданию продукции военного назначения:

какая продукция военного назначения была изготовлена (разработана) в период действия лицензии (какие работы в отношении продукции военного назначения выполнялись);

в кооперации с какими организациями создавалась данная продукция;

в интересах каких организаций создавалась данная продукция (Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска или воинские формирования, организации оборонного сектора экономики);

поставлялась ли данная продукция на экспорт.

3. Характеристика финансово-экономического состояния организации:

объем производства продукции (работ, услуг), в том числе продукции военного назначения, млн. рублей;

объем экспорта продукции (работ, услуг), в том числе продукции военного назначения, тыс. долларов США;

чистая прибыль (убыток), млн. рублей;

рентабельность продаж, процентов;

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.

Указанные сведения представляются за предшествующий год и за истекший период текущего года до даты обращения заявителя.

4. Сведения о наличии квалифицированных работников (структурных подразделений), обеспечивающих выполнение деятельности, связанной с продукцией военного назначения:

организационно-штатная структура организации (основные структурные подразделения, численность работников, в том числе обеспечивающих выполнение лицензируемой деятельности);

образование (квалификация) работников, обеспечивающих выполнение лицензируемой деятельности.

5. Сведения о наличии помещений, технологического и испытательного оборудования, средств измерения, необходимых для осуществления деятельности, связанной с продукцией военного назначения:

какими помещениями располагает организация для осуществления лицензируемой деятельности (административными, производственными, складскими и т.д.);

на каком основании организация располагает указанными помещениями (право собственности, аренда)*;

каким основным технологическим, испытательным оборудованием, средствами измерения располагает организация для осуществления лицензируемой деятельности.

6. Сведения о наличии структурных подразделений (штатных работников), обеспечивающих контроль качества выпускаемой продукции и соблюдения установленных требований по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг:

наличие структурных подразделений или штатных работников, обеспечивающих контроль качества выпускаемой продукции;

наличие структурных подразделений или штатных работников, обеспечивающих выполнение требований по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг.

7. Соблюдение требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации продукции военного назначения при осуществлении лицензируемой деятельности:

наличие в организации технических нормативных правовых актов, необходимых для осуществления деятельности;

обеспечение выполнения требований технических нормативных правовых актов при создании продукции военного назначения.

8. Обеспечение контроля за качеством продукции военного назначения в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов:

какие структурные подразделения (должностные лица) обеспечивают контроль качества выпускаемой продукции;

организация «входного» контроля;

наличие военного представительства заказчика (Министерства обороны Республики Беларусь или Министерства обороны Российской Федерации);

наличие сертификата соответствия СТБ ISO 9001-2009.

9. Выполнение требований законодательства о государственных секретах в случае выполнения работ и (или) оказания услуг с использованием государственных секретов:

наличие структурного подразделения, обеспечивающего работу со сведениями, составляющими государственные секреты;

наличие разрешения Комитета государственной безопасности на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты (№, дата).

В случае, когда услуги оказываются другой организацией, прилагается копия договора.

10. Выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг:

наличие службы охраны труда, которая осуществляет контроль за безопасным выполнением работ.

11. Проведение своевременной поверки технологического и испытательного оборудования, средств измерения, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности.

12. Обеспечение учета и хранения документации, деталей, агрегатов, материалов, запасных частей, комплектующих изделий, изделий (образцов) вооружения и военной техники, боеприпасов:

организация охраны;

наличие оборудованных помещений;

организация учета.

13. Обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов в области охраны прав интеллектуальной собственности.

14. Соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Примечание: в случаях, обозначенных знаком «*», к справке прилагаются копии подтверждающих документов(регистрационного удостоверения, договора аренды, сертификата, лицензии, заключения и т.д.).

Предоставление права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) 

Внешнеторговую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь осуществляют только юридические лица Республики Беларусь, получившие в установленном порядке свидетельство на право осуществления такой деятельности. 

Порядок предоставления права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) определен «Положением о предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг)», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 № 593 «О некоторых вопросах деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), и экспортного контроля».  

В нем определено, что рассмотрение вопросов и принятие решений о предоставлении юридическим лицам права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) возлагается на Межведомственную комиссию по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь, по представлению Государственного военно-промышленного комитета. 

Для получения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) юридическое лицо представляет в Государственный военно-промышленный комитет письменное заявление, оформленное на бланке, подписанное руководителем и заверенное печатью юридического лица, с указанием: 

сведений о заявителе (наименование и место его нахождения, наименование органа, осуществлявшего государственную регистрацию этого юридического лица, номер и дата решения о государственной регистрации, учетный номер плательщика); 

срока, в течение которого заявитель планирует осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг); 

информации о предполагаемых внешнеторговых операциях со специфическими товарами (работами, услугами) и перспективах осуществления заявителем данной внешнеторговой деятельности; 

информации о работниках заявителя, на которых возлагаются обязанности по обеспечению соблюдения международных обязательств и законодательства Республики Беларусь в области экспортного контроля, о наличии у них соответствующей подготовки;

перечня банковских счетов, которые будут использоваться заявителем при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг); 

перечня прилагаемых к заявлению документов, которые должны быть заверены подписью руководителя и печатью заявителя. 

Государственный военно-промышленный комитет самостоятельно или по решению Межведомственной комиссии запрашивает в государственных органах, иных организациях: 

копии специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, в отношении которых заявитель планирует осуществлять внешнеторговые операции, если законодательными актами предусмотрена необходимость наличия специальных разрешений (лицензий); 

иные документы и (или) сведения. 

Юридическое лицо также вправе вместе с заявлением представить упомянутые документы и (или) сведения. 

После принятия решения Межведомственной комиссией Государственный военно-промышленный комитет вносит сведения о юридическом лице в реестр, оформляет и выдает свидетельство. 

За выдачу либо переоформление свидетельства, за исключением случаев переоформления в связи с изменением законодательства, в республиканский бюджет взимается государственная пошлина в размере 20 базовых величин. Государственная пошлина уплачивается в соответствии с главой 27 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З. Ставки государственной пошлины приведены в приложении 22 (п. 48) к Налоговому кодексу. 

Ставки государственной пошлины по иным объектам обложения государственной пошлиной

Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина       

 

Ставки государственной пошлины

 

42. Выдача свидетельства на право на осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), его переоформление

 

20 базовых величин

 

Реквизиты для уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства на право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), его переоформление:

Расчетный счет: 3602911010004

Банк получатель: г. Минск, ОАО «АСБ Беларусбанк», код 795

Бенефициар: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску

УНП: 100062516

Код платежа: 03001 (для юридических лиц).

Назначение платежа: Госпошлина за выдачу (переоформление) свидетельства на право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) согласно подпункту 1.28 пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть).

Порядок ведения реестра юридических лиц Республики Беларусь, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), порядок предоставления информации из реестра, форма свидетельства, форма отчета о внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) и сроки их представления в Госкомвоенпром определены постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 3 февраля 2010 г. № 1 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь 7 декабря 2009 г. № 593» (в редакции постановления Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 2 «О внесении дополнений в Инструкцию о порядке ведения реестра юридических лиц Республики Беларусь, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг)»). 

Юридические лица Республики Беларусь, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг): 

ВПРАВЕ: 

проводить поиск иностранных заказчиков, вступать с ними в переговоры и сообщать им ориентировочную цену на предлагаемые для экспорта специфические товары (работы, услуги), предварительно согласованную с собственником имущества (уполномоченным им органом);

осуществлять рекламную и иную маркетинговую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг), участвовать в соответствующих выставках (показах); 

командировать специалистов для работы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), за рубежом и принимать в Республике Беларусь иностранные делегации (специалистов); 

совершать иные действия в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 

ОБЯЗАНЫ: 

соблюдать законодательство Республики Беларусь в области экспортного контроля и о государственных секретах, не допускать нарушения международных обязательств Республики Беларусь в области экспортного контроля и нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также незаконного распространения вооружения и военной техники; 

не совершать действий, в результате которых может быть нанесен ущерб национальной безопасности Республики Беларусь; 

не допускать нарушения законодательства иностранных государств, в которых обладатель свидетельства осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг); 

координировать свою деятельность в иностранных государствах с Государственным военно-промышленным комитетом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь; 

незамедлительно информировать Государственный военно-промышленный комитет о выявленных фактах реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг), поставленных иностранным контрагентом из Республики Беларусь; 

не допускать по отношению к другим обладателям свидетельства недобросовестной конкуренции на внешнем рынке;

представлять в Государственный военно-промышленный комитет отчеты о внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) по форме и в сроки, определяемые Государственным военно-промышленным комитетом; 

в установленном порядке оформлять лицензии на ввоз и вывоз специфических товаров (работ, услуг) и иные документы, предусмотренные законодательством и международными договорами Республики Беларусь; 

производить расчеты по внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) только через заявленные банковские счета; 

обеспечивать эффективное функционирование внутрифирменной системы экспортного контроля (рекомендации о порядке функционирования внутрифирменной системы экспортного контроля были разработаны Госкомвоенпромом и размещены в конце раздела «Экспортный контроль и лицензирование»). 

Идентификация товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в качестве специфических товаров (работ, услуг). 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. № 109 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460»)

Отнесение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к специфическим товарам (работам, услугам) (далее – идентификация) производится юридическими и физическими лицами Республики Беларусь, намеревающимися осуществлять внешнеэкономическую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг), по их описанию и техническим характеристикам, а также по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. 

При невозможности однозначного отнесения товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к специфическим товарам (работам, услугам) государственные органы, юридические и физические лица обращаются в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в Государственный военно-промышленный комитет с запросом для проведения идентификации. 

Государственный военно-промышленный комитет организует проведение идентификации и по ее итогу выдает заключение. При этом идентификацию товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности осуществляют: 

Министерство обороны – в качестве продукции военного назначения; 

Комитет государственной безопасности, иные государственные органы (организации) в пределах их компетенции – в качестве контролируемых товаров (работ, услуг); 

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь – в качестве товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, если такие товары и технологии предназначены для криптографической защиты информации, не содержащей сведений, отнесенных к государственным секретам;

Национальная академия наук Беларуси, иные государственные органы (организации) в пределах их компетенции – в случае, если для проведения идентификации товаров (работ, услуг) в качестве специфических товаров (работ, услуг) необходимы знания в области науки и техники. 

Национальная академия наук Беларуси проводит идентификацию товаров (работ, услуг) в качестве специфических товаров (работ, услуг) по запросам юридических и физических лиц на договорной основе. 

При необходимости Государственный военно-промышленный комитет вправе организовать проведение идентификации на комиссионной основе с привлечением экспертов. 

В случае, если при совершении таможенных операций в отношении товаров (информации, работ, услуг), в том числе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, у таможенного органа (иного государственного органа) возникает обоснованное сомнение в правильности их отнесения к специфическим товарам (работам, услугам), таможенный орган (иной государственный орган) направляет в Государственный военно-промышленный комитет запрос о проведении их идентификации. 

В государственных органах и организациях работа по проведению идентификации и выдаче заключений проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: 

постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 14.12.2006 № 13 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения идентификации товаров (работ, услуг) в качестве специфических товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь»  (опубл. 22.01.2007 в НРПА № 16, рег. № 8/15573) (в ред. постановлений Госкомвоенпрома от 22.04.2013 №6, от 11.11.2015 №8);

приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 24 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения идентификации товаров (работ, услуг) в качестве продукции военного назначения» (опубл. 19.08.2004 в НРПА № 127, рег. №8/11356); 

постановлением Национальной академии наук Беларуси от 15.12.2006 № 10 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения идентификации товаров (работ, услуг) в качестве специфических товаров (работ, услуг)» (опубл. 22.01.2007 в НРПА № 16, рег. №7/671); 

постановлением Национальной академии наук Беларуси от 15.12.2006 № 11 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления платных услуг по проведению идентификации товаров (работ, услуг) в качестве специфических товаров (работ, услуг)»  (рег. № 7/672).

Оформление и выдача разрешительных документов на вывоз специфических товаров (работ, услуг) и ввоз отдельных категорий данных товаров 

Основными документами, определяющими порядок перемещения через Государственную границу Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг) являются: 

Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)»
(в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. № 109 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460») которым утверждены:

Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг); 

Положение о порядке оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг); 

Положение о порядке организации контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях 

Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 461 «О ввозе и вывозе химикатов, подпадающих под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении», которым утверждены: 

Положение о порядке ввоза и вывоза химикатов, подпадающих под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении; 

перечень химикатов, подпадающих под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. 

Справочно: 

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств (высший орган Таможенного союза) от 5 июля 2010 г. № 52 до введения в действие нормативных правовых актов по вопросам обеспечения экспортного контроля государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

Меры государственного регулирования ввоза и вывоза по основаниям неэкономического характера осуществляются в отношении следующих видов специфических товаров (работ, услуг), включенных в перечни специфических товаров (работ, услуг):

возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия; 

химикатов, оборудования и технологий*, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия; 

ядерных материалов, оборудования, специальных не ядерных материалов и соответствующих технологий, которые могут быть применены при создании ядерного оружия; 

оборудования и материалов двойного назначения, соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях (связанных с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов); 

оборудования, материалов и технологий, применяемых при создании ракетного оружия и иных средств доставки ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия; 

товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники; 

продукции военного назначения; 

товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь  (контролируемые  товары (работы, услуги);

*под технологией понимается научно-техническая информация, в том числе ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), выраженные в форме моделей, прототипов, чертежей, диаграмм, проектов, инструкций, программных продуктов либо в неосязаемой форме – обучение, техническое обеспечение (обслуживание), которые требуются для разработки, производства или использования товара. 

Примечание: 

Перечни специфических товаров (работ, услуг) утверждены постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь и  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.12.2007 № 15/137 «Об установлении перечней специфических товаров (работ, услуг)» (в редакции постановлений Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь и  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 01.04.2009 №5/23 (зарегистрировано в Национальном реестре - №8/20790 от 15.04.2009); от 04.04.2011 №1/18 (зарегистрировано в Национальном реестре - №8/23575 от 18.04.2011); от 07.12.2011 №6/62 (зарегистрировано в Национальном реестре - №8/24568 от 21.12.2011), от 06.06.2012 №6/15 (зарегистрировано в Национальном реестре - №8/26024 от 19.06.2012); от 07.07.2014 №3/40 (зарегистрировано в Национальном реестре - №8/29057 от 29.08.2014)).  

Ввоз продукции военного назначения, контролируемых товаров (работ, услуг) и вывоз специфических товаров (работ, услуг), а также оказание посреднических услуг юридическими лицами Республики Беларусь, связанных с перемещением специфических товаров из одного иностранного государства в другое, осуществляются по лицензиям, выдаваемым Государственным военно-промышленным комитетом, и иным документам, определенным законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь. 

Государственный военно-промышленный комитет производит оформление, выдачу и ведение учета выданных лицензий, других документов, связанных с ввозом и вывозом специфических товаров (работ, услуг), а также их использованием на таможенной территории Республики Беларусь. 

Порядок выдачи Госкомвоенпромом лицензий на перемещение специфических товаров (работ, услуг) через Государственную границу Республики Беларусь определен постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 30.04.2013 № 7 «О некоторых мерах по реализации Указа президента республики Беларусь от 4 марта 2013 г. № 109» (зарегистр. 6.06.2013 в НРПА, рег. № 8/27585).

За выдачу разовых и генеральных лицензий на ввоз (импорт) продукции военного назначения, контролируемых товаров (работ, услуг), и вывоз (экспорт) специфических товаров (работ, услуг), разовых лицензий на реимпорт, ввоз на переработку, временный ввоз продукции военного назначения, контролируемых товаров (работ, услуг), реэкспорт, вывоз на переработку, временный вывоз, в том числе в случае сдачи в аренду, специфических товаров (работ, услуг), внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачу дубликата лицензии, импортного сертификата и его дубликата, а также за выдачу лицензии на оказание посреднических услуг юридическими лицами Республики Беларусь, связанных с перемещением специфических товаров из одного иностранного государства в другое, в соответствии с законодательными актами взимается государственная пошлина.

Государственная пошлина за выдачу разовых и генеральных лицензий уплачивается заявителем в республиканский бюджет в соответствии с главой 27 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З. Ставки государственной пошлины приведены в приложении 22 (п. 49-52) к Налоговому кодексу:

Ставки государственной пошлины по иным объектам обложения государственной пошлиной 

Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина

 

Ставки государственной пошлины

 

49. Выдача разовых и генеральных лицензий на ввоз (импорт) продукции военного назначения, шифровальных средств (работ, услуг), включая шифровальную технику, а также специальных технических изделий, предназначенных для негласного получения информации, и вывоз (экспорт) специфических товаров (работ, услуг)

5 базовых величин

50. Выдача разовых лицензий на реимпорт, ввоз на переработку, временный ввоз продукции военного назначения, шифровальных средств (работ, услуг), включая шифровальную технику, а также специальных технических изделий, предназначенных для негласного получения информации, на реэкспорт, вывоз на переработку, временный вывоз, в том числе в случае сдачи в аренду, специфических товаров (работ, услуг), внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, выдача дубликата лицензии, выдача импортного сертификата и его дубликата, а также лицензии на оказание посреднических услуг юридическими лицами Республики Беларусь, связанных с перемещением специфических товаров из одного иностранного государства в другое

2,5 базовой величины

51. Выдача лицензии на ввоз (вывоз) химикатов, подпадающих под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении

5 базовых величин

52. Выдача дубликата лицензии на ввоз (вывоз) химикатов, подпадающих под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, внесение в нее изменений и (или) дополнений, продление срока ее действия

 

2,5 базовой величины

Перечень административных процедур, осуществляемых Госкомвоенпромом в отношении субъектов хозяйствования Республики Беларусь в области экспортного контроля 

К административным процедурам, совершаемым Госкомвоенпромом в целях экспортного контроля относятся:

1. выдача импортного сертификата (только юрлицам);

2. подтверждение при необходимости обязательства потребителя об использовании импортируемых в Республику Беларусь специфических товаров (работ, услуг) только в заявленных целях и недопущении их реэкспорта или передачи третьим странам без разрешения страны экспорта при оформлении потребителем специфических товаров (работ, услуг) сертификата конечного пользователя (подтверждение только юрлицам);

3. выдача заключения об идентификации товаров (работ, услуг), в качестве специфических товаров (работ, услуг); 

4. выдача документов, разрешающих ввоз (вывоз) продукции, поставляемой и получаемой в рамках межправительственных договоров (соглашений) о производственной и научно-технической кооперации организаций оборонных отраслей промышленности стран СНГ (только юрлицам).

5. выдача документов, разрешающих ввоз (вывоз) продукции, поставляемой и получаемой в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года (только юрлицам).

Обращаем внимание 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460 юридическим и физическим лицам Республики Беларусь запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если им достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством, международной организацией или иным иностранным лицом для создания оружия массового поражения и (или) средств его доставки. 

Юридические и физические лица Республики Беларусь в соответствии с законодательством обязаны получить разрешение Межведомственной комиссии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не подпадающими под действие списков (перечней) специфических товаров (работ, услуг), в случае, если такие лица: 

информированы Государственным военно-промышленным комитетом о том, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях, указанных в части первой настоящего пункта; 

имеют основания полагать, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях, указанных в части первой настоящего пункта. 

Реализация межправительственных договоров о производственной и научно-технической кооперации организаций оборонных отраслей промышленности государств - участников Содружества Независимых Государств 

Государственный военно-промышленный комитет обеспечивает в пределах своей компетенции развитие кооперационных связей организаций оборонного сектора экономики республики с аналогичными организациями государств-участников Содружества Независимых Государств и осуществляет взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств, являющихся торгово-экономическими партнерами Республики Беларусь. 

Организация этой работы осуществляется в соответствии с постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 11 августа 2004 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке реализации межправительственных договоров о производственной и научно-технической кооперации организаций оборонных отраслей промышленности государств - участников Содружества Независимых Государств» (в редакции постановления Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 12). 

В настоящее время действуют следующие межправительственные договоры в данной области: 

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 20 мая 1994 г.; 

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о производственной и научно-технической кооперации предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности от 25 июня 2001 г.; 

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о производственной и научно-технической кооперации предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности от 5 ноября 2004 г. 

В рамках указанных соглашений имеют право работать юридические лица Республики Беларусь, получившие в установленном законодательством порядке специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с продукцией военного назначения, и/или право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг). 

Заявки на продукцию, которую предполагается ввозить или вывозить в следующем году, составляются с учетом планируемых поставок продукции на основе сложившихся устойчивых научных и производственных связей, представляются в Госкомвоенпром не позднее 30 сентября года, предшествующего году осуществления поставок. 

Дополнительные заявки на продукцию, которую необходимо ввезти или вывезти в текущем календарном году, составляются в соответствии с заключенными контрактами (договорами), представляются в Госкомвоенпром по мере необходимости, но не позднее 10 числа месяца, предшествующего месяцу планируемого осуществления поставки. 

На основании заявок организаций Госкомвоенпром формирует перечни продукции (основные и дополнительные) и осуществляет их согласование в установленном порядке. 

После завершения установленной процедуры согласования организации выдается выписка из перечня (основного или дополнительного). Выписка из перечня является документом, дающим организации право на ввоз (вывоз) указанной в них продукции в рамках межправительственных договоров. 

Организации, осуществляющие поставки продукции в рамках межправительственных договоров, ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, представляют в Госкомвоенпром отчеты о ввозе и вывозе продукции. 

Реализация Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года

Государственный военно-промышленный комитет является уполномоченным органом по реализации указанного Договора и обеспечивает в пределах своей компетенции  формирование, согласование и утверждение перечней продукции военного назначения, поставляемой в рамках Договора и осуществляет взаимодействие  с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству России.

Организация этой работы осуществляется в соответствии с постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2011 г. № 733 «Об утверждении Положения о порядке формирования, согласования и утверждения перечней продукции военного назначения, поставляемой в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года».

Оформление и выдача импортных сертификатов, подтверждение обязательств потребителя специфических товаров (работ, услуг) 

Оформление и выдача импортных сертификатов, а также подтверждение обязательств потребителя специфических товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 14.12.2006 № 12 «Об утверждении форм импортного сертификата, сертификата конечного пользователя и Инструкции о порядке выдачи импортного сертификата и сертификата конечного пользователя» (в редакции постановления Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 19.04.2013 № 4 «О внесении изменений в постановление Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 12»).  

Импортный сертификат содержит обязательства Республики Беларусь об использовании импортируемых на ее территорию специфических товаров (работ, услуг) только в заявленных целях и недопущении их реэкспорта или передачи третьим странам без разрешения Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь (далее – Госкомвоенпром) и уполномоченного органа по экспортному контролю страны экспорта. 

Сертификат конечного пользователя содержит обязательства потребителя специфических товаров (работ, услуг) об использовании импортируемых в Республику Беларусь специфических товаров (работ, услуг) только в заявленных целях и недопущении их реэкспорта или передачи третьим странам без разрешения уполномоченного органа по экспортному контролю страны экспорта. 

Госкомвоенпром оформляет импортный сертификат по утвержденной форме на основании сведений, указанных организацией-заявителем в заявлении на выдачу импортного сертификата. 

Импортный сертификат выдается на весь товар, указанный во внешнеторговом контракте (договоре). 

Для оформления импортного сертификата организация-заявитель представляет в Госкомвоенпром следующие документы: 

сопроводительное письмо согласно приложению 1 к Инструкции о порядке выдачи импортного сертификата и сертификата конечного пользователя  (далее – Инструкция);

заявление на выдачу импортного сертификата согласно приложению 2 к Инструкции;

сертификат конечного пользователя согласно приложению 3 к Инструкции; 

оригинал и заверенную копию контракта; 

расчет-обоснование применения товаров в заявленных целях по форме согласно приложению 4 к Инструкции (в случае невозможности выполнения точного расчета-обоснования применения товаров в заявленных целях, организация-заявитель представляет в Госкомвоенпром письмо, содержащее обоснование необходимости закупки имущества в количестве, соответствующем количеству, указанному в контракте); 

копию договора между организацией-заявителем и потребителем (если организация-заявитель не является потребителем).

Если организацией-заявителем является оптово-торговая организация, то для оформления импортного сертификата представляются сертификаты конечного пользователя и расчеты обоснования потребности от всех потребителей импортированного товара, и импортный сертификат оформляется на общее количество товара. 

Госкомвоенпром выдает импортный сертификат или дает мотивированный отказ в его выдаче в течение 15 рабочих дней с даты представления организацией-заявителем всех необходимых документов. 

В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы представленных документов срок рассмотрения может быть продлен на 10 рабочих дней. 

Импортный сертификат оформляется на бланке, имеющем определенную степень защиты. Если импортный сертификат не использован (контракт не выполнен и импортный сертификат не представлен в уполномоченный орган по экспортному контролю страны экспорта в 6-месячный срок), он подлежит возврату в Госкомвоенпром. 

За выдачу импортного сертификата и его дубликата в республиканский бюджет взимается государственная пошлина. 

Государственная пошлина за выдачу импортного сертификата и его дубликата уплачивается организацией-заявителем в республиканский бюджет в соответствии с главой 27 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З. Ставки государственной пошлины приведены в приложении 22 (п. 50) к Налоговому кодексу. 

Наименование документов и  действий, за которые взимается государственная пошлина 

Ставки государственной пошлины

 

50. Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина дача импортного сертификата и его дубликата

2,5 базовой величины

 В соответствии с требованиями экспортера и условиями контракта для подтверждения обязательств потребителя по использованию импортированных товаров в заявленных целях может быть выдан сертификат конечного пользователя, содержащий подтверждение Государственного военно-промышленного комитета обязательств потребителя специфических товаров (работ, услуг) использовать указанные выше специфические товары (работы, услуги) в заявленных целях. 

В этом случае сертификат конечного пользователя оформляется потребителем по форме, установленной Инструкцией, и с сопроводительным письмом направляется в Госкомвоенпром. 

В предоставленном потребителем сертификате конечного пользователя работниками Госкомвоенпрома заполняется реквизит 8. 

Сертификат конечного пользователя, содержащий подтверждение Государственного военно-промышленного комитета обязательств потребителя специфических товаров (работ, услуг) подлежит передаче иностранному экспортеру, для предъявления уполномоченному органу по экспортному контролю страны экспорта. 

Примечание: 

Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет самостоятельно подтверждают обязательства по использованию товаров в порядке, установленном нормативными правовыми актами данных органов. 

В Государственном военно-промышленном комитете вышеперечисленными вопросами занимается отдел экспортного контроля и лицензирования. 

Подробную информацию по интересующим вопросам можно получить по телефонам: 280-90-76 (тел/факс), 266-35-63, 266-35-60 (начальник отдела). 

Постановление Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 19 апреля 2013 г. № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования организациями-заявителями базы данных организаций-нерезидентов Республики Беларусь, являющихся контрагентами юридических лиц Республики Беларусь по внешнеторговым договорам в отношении специфических товаров (работ, услуг)» (29.05.2013 № 8/27561)

База данных формируется для обеспечения создания электронной версии заявления на выдачу лицензий на ввоз продукции военного назначения, товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Беларуси, на вывоз специфических товаров (работ, услуг), на оказание белорусскими юрлицами посреднических услуг, связанных с поставкой специфических товаров из одного иностранного государства в другое.

Электронная версия базы данных представляется по требованию Госкомвоенпрома заявителем в уполномоченное структурное подразделение.

База данных должна содержать сведения о наименовании организации-нерезидента, стране ее регистрации, месте нахождения и контактные данные. Заполнение сведений об организации-нерезиденте осуществляется на основании договора, а также иной информации, предоставляемой организацией-нерезидентом. Подготовка электронной версии базы данных осуществляется с использованием программного обеспечения Госкомвоенпрома.

РЕКОМЕНДАЦИИ

о порядке функционирования внутрифирменной системы экспортного контроля

1. Настоящие рекомендации разработаны во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)» и в целях оказания организационно-методической помощи по разработке и внедрению внутрифирменных систем экспортного контроля организациям Республики Беларусь различных форм собственности, осуществляющим внешнеторговую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг).

Создание внутрифирменной системы экспортного контроля направлено на снижение риска нарушения требований законодательства Республики Беларусь и выработки четкой процедуры получения организациями необходимых разрешений.

2. Внутрифирменная система экспортного контроля - это комплекс мер, добровольно осуществляемых организациями и направленных на неукоснительное соблюдение законодательства Республики Беларусь при импорте и экспорте специфических товаров (работ, услуг).

Основной целью ее создания является обеспечение законности внешнеторговых сделок и предотвращение несанкционированного перемещения специфических товаров (работ, услуг) через государственную границу Республики Беларусь.

3. Создаваемая внутрифирменная система экспортного контроля должна соответствовать направлению деятельности организации, ее организационно-штатной структуре. При разработке данной системы должны в первую очередь учитываться потенциальная возможность использования экспортируемой продукции для создания оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, объемы и география экспортных продаж, а также ряд других факторов.

4. С целью обеспечения функционирования внутрифирменной системы экспортного контроля в организации определяются должностные лица, на которых возлагаются обязанности по обеспечению соблюдения международных обязательств и законодательства Республики Беларусь в сфере экспортного контроля (далее – ответственные за экспортный контроль), обеспечивается их подготовка.

Ответственные за экспортный контроль по своему служебному положению должны быть независимы от структурных подразделений, отвечающих за коммерческо-сбытовую деятельность и подчиняться непосредственно руководителю организации либо уполномоченному им заместителю.

В зависимости от объема внешнеторговых операций, размеров организации и ее организационно-штатной структуры, обязанности ответственных за экспортный контроль могут выполняться:

для организаций с небольшими объемами внешнеторговых операций в отношении специфических товаров (работ, услуг) – одним или несколькими сотрудниками в дополнение к их основным служебным обязанностям;

для организаций с большими объемами внешнеторговых операций в отношении специфических товаров (работ, услуг) – специальным подразделением (службой экспортного контроля).

Служба экспортного контроля (ответственные за экспортный контроль) наделяется полномочиями, достаточными для эффективного выполнения возложенных на нее функций, в том числе правом приостанавливать экспортные сделки в случае возникновения любых обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства Республики Беларусь или невыполнению ее международных обязательств.

5. Службой экспортного контроля (ответственным за экспортный контроль) обеспечивается выполнение следующих функций:

организационно-техническое и информационное обеспечение работы внутрифирменной системы экспортного контроля;

комплексная проверка внешнеторговых сделок;

обеспечение выполнения требований экспортного контроля при осуществлении деятельности, связанной с участием в международных выставках, конференциях или семинарах;

организация обучения работников организации по вопросам экспортного контроля;

подготовка и оформление документов, необходимых для получения в установленном порядке лицензий и иных разрешений, выдаваемых уполномоченными органами государственного управления;

ведение документации по экспортному контролю.

6. В организации разрабатывается Положение о внутрифирменной системе экспортного контроля, которым регламентируются основные функции, структура, регламент работы службы экспортного контроля (ответственных за экспортный контроль).

Права и обязанности персонала, осуществляющего функции экспортного контроля, регламентируются должностными инструкциями. По каждой должности указываются лица, осуществляющие ее замещение в случае необходимости.

Определяется официальная схема и порядок взаимодействия службы экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю) с другими структурными подразделениями организации в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.

7. Работники, занимающиеся вопросами внешнеэкономической деятельности, обязаны знать положения нормативных правовых актов по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения, действующие в отношении экспортируемой продукции и ее конкретных зарубежных рынков сбыта.

С этой целью организуется обучение указанных работников, которое проводится службой экспортного контроля (ответственными за экспортный контроль) либо приглашенными специалистами, обладающими необходимыми для этого квалификацией и знаниями. Содержание учебных программ разрабатывается с учетом уровня подготовленности и специфики производственной деятельности обучаемого персонала.

Организация должна располагать полными текстами нормативных правовых актов Республики Беларусь в области экспортного контроля. На службу экспортного контроля (ответственных за экспортный контроль) возлагаются обязанности по отслеживанию изменений и дополнений, вносимых в указанные нормативные правовые акты, а также доведению их содержания до сведения всех работников, имеющих отношение к внешнеэкономической деятельности.

Справочную информацию о действующем в Республике Беларусь законодательстве в области экспортного контроля и необходимые разъяснения по его применению можно получить в Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь.

8. В организации вводится процедура комплексной проверки внешнеторговых сделок на предмет их соответствия требованиям национальной системы экспортного контроля, с целью своевременного выявления подозрительных заказов, что позволит избежать участия в сомнительных сделках, которые могут повлечь за собой применение к организации санкций со стороны государства или негативно отразиться на ее деловой репутации.

Организация и проведение комплексной проверки внешнеторговых сделок, которая включает идентификацию экспортируемой продукции и проверку ее конечного использования, возлагается на службу экспортного контроля (ответственных за экспортный контроль). В целях повышения объективности и достоверности проводимых проверок работникам организации, имеющим отношение к внешнеторговым сделкам, вменяется в обязанности оказывать службе экспортного контроля (ответственным за экспортный контроль) содействие и предоставлять необходимую для этого информацию, которой они располагают.

9. Идентификация продукции производится с целью выявления товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, на ввоз и вывоз которых необходимо получить лицензию или иное предусмотренное законодательством Республики Беларусь разрешение. Идентификация проводится в отношении каждого предмета импорта и экспорта путем сопоставления и установления соответствия его характеристик техническому описанию товаров и технологий, включенных в перечни специфических товаров (работ, услуг).

Идентификация продукции выполняется с участием специалистов, обладающих соответствующими знаниями в области науки и техники. В случае невозможности однозначной оценки, запрос о проведении идентификации товаров (работ, услуг) в качестве специфических направляется в Государственный военно-промышленный комитет.

10. Проверка конечного использования проводится с целью оценки надежности заказчика и конечных пользователей экспортируемой продукции, а также определения рисков, связанных с возможным отвлечением предметов экспорта на запрещенные цели или по любому иному несанкционированному назначению.

Указанной проверке подлежат товары и технологии, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь являются объектами экспортного контроля.

11. На руководителе организации (лице, исполняющем его обязанности) лежит ответственность за соблюдение законности передачи иностранному заказчику и принятие от иностранного поставщика (контрагента) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Такая поставка не должна быть санкционирована до тех пор, пока не будет получена лицензия либо иное предусмотренное законодательством Республики Беларусь разрешение на ее осуществление и должна осуществляться в сроки и на условиях, указанных в лицензии или ином разрешении.

Организациям запрещается заключать, совершать внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (даже не подпадающими под действие перечней специфических товаров (работ, услуг)) или участвовать в них любым иным образом в случае, если им достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы иностранным государством, международной организацией или иным иностранным лицом для создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Следует обратить внимание на любые присутствующие в сделке детали и обстоятельства («индикаторы риска»), указывающие на то, что экспорт может предназначаться для ненадлежащего конечного применения, конечных пользователей или места назначения. Примерный перечень признаков, указывающих на риск возможного отвлечения предметов экспорта для использования в запрещенных целях или по иному несанкционированному назначению, приводится согласно приложению к настоящим рекомендациям

Если в результате проведенной проверки не выявлено каких-либо признаков, указывающих на потенциальную возможность отвлечения предметов экспорта на запрещенные цели, экспортер может продолжить выполнение сделки, полагаясь на имеющуюся у него информацию. Однако в случае выявления в процессе анализа информации таких признаков следует тщательно и объективно перепроверить все предварительные данные, сделать запрос о конечном применении, а также получить от заказчика (конечных пользователей) гарантии в отношении неиспользования предметов экспорта в незаявленных целях (для сделок с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, получение указанных гарантий является обязательным вне зависимости от результатов проведенной проверки на предмет выявления «индикаторов риска»). В отдельных случаях следует предусмотреть включение в контракт условий, предусматривающих предоставление конечными пользователями экспортеру права осуществления проверок использования предметов экспорта на соответствие заявленным целям.

Если в результате проведенного анализа и последующей перепроверки информации возникшие подозрения в отношении заявляемого конечного применения экспортируемой продукции, надежности заказчика и конечных пользователях будут сняты, работа по заключению сделки может быть продолжена. В противном случае необходимо воздержаться от заключения сделки. Если организация затрудняется принять решение, следует обратиться с соответствующим запросом в Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь, сообщив при этом причину своих подозрений. К обращению должны быть приложены необходимые для рассмотрения запроса материалы, содержащие описание предполагаемой сделки, характеристики экспортируемой продукции, сведения о заказчике, конечных пользователях и месте назначения.

Работники, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью и осуществляющие контакты с потенциальными заказчиками, не должны получать указаний воздерживаться от обсуждения вопросов, касающихся подлинного конечного применения, конечных пользователей и конечного места назначения продукции, которую организация желает продать. Стремление избегать получения такой информации не снимает с экспортера ответственности за соблюдение требований экспортного контроля. В этой связи работникам организации, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, должны быть даны четкие инструкции, запрещающие сокрытие, неправильное или неполное изложение фактов, относящихся к сделкам, как при подаче заявки на получение экспортной лицензии или иного разрешения на вывоз товара или технологии, так и в процессе ведения документации по экспортному контролю.

В случае если организации станет известно о том, что предметы экспорта используются в целях, не соответствующих заявленным, либо предпринята попытка такого использования, следует незамедлительно информировать об этом Государственный военно-промышленный комитет и Комитет государственной безопасности.

12. До представления экспортируемой продукции для проведения таможенного оформления в организации осуществляется контроль за ее упаковкой и отгрузкой. Предотгрузочный контроль производится работниками подразделения, занимающегося отправкой продукции, самостоятельно или с участием представителя службы экспортного контроля (ответственного за экспортный контроль). Целью предотгрузочного контроля является подтверждение соответствия фактически отгружаемых товаров тем, которые указаны в товаросопроводительных документах, а также в лицензии или ином разрешении, выданном уполномоченным органом государственного управления.

В случае выявления любого несоответствия отгрузочные работы следует прекратить до выяснения всех обстоятельств и устранения обнаруженных недостатков.

13. В организации устанавливаются и доводятся до сведения всех работников правила и процедуры, регламентирующие порядок организации работы с информацией и документами, относящимися к внешнеэкономической деятельности и экспортному контролю.

Все поступающие в организацию заказы (коммерческие предложения) на экспорт продукции (выполнение работ, оказание услуг) подлежат регистрации и учету в хронологически прослеживаемой последовательности.

Коммерческая документация по внешнеторговым сделкам (контракты, протоколы о намерениях, переписка с заказчиком, счета-фактуры, отгрузочные и товаросопроводительные документы) хранится не менее трех лет, если законодательством Республики Беларусь не установлены более длительные сроки хранения.

14. Служба экспортного контроля (ответственные за экспортный контроль) осуществляют методическое руководство и контроль за внешнеэкономической деятельностью филиалов и дочерних организаций (при их наличии) в части соблюдения ими требований экспортного контроля.

15. Должностным лицам и работникам организации вменяется в обязанности информировать службу экспортного контроля (ответственных за экспортный контроль) о любых ставших известными нарушениях законодательства Республики Беларусь, а также обстоятельствах, которые могут привести к таким нарушениям. Служба экспортного контроля (ответственные за экспортный контроль) обязана немедленно провести проверку по каждому поступившему сообщению и в случае, если факты подтвердятся, информировать руководство организации для принятия мер по их устранению и наказанию виновных (в случае необходимости).

16. В целях повышения эффективности внутрифирменной системы экспортного контроля работа подразделений и персонала, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, подвергается регулярным проверкам.

Проверки проводятся службой экспортного контроля (ответственными за экспортный контроль). В процессе проверки контролируются наличие, полнота и правильность ведения документации, относящейся к внешнеторговым операциям и экспортному контролю, знание работниками нормативных правовых актов в области экспортного контроля.

Периодичность проверок устанавливается в зависимости от объемов и частоты осуществления экспортных операций, характера экспортируемой продукции и других факторов, но не реже одного раза в год.

Приложение

к рекомендациям о порядке функционирования внутрифирменной системы экспортного контроля

Примерный перечень признаков, указывающих на риск возможного отвлечения предметов экспорта для использования в запрещенных целях или по иному несанкционированному назначению

1. Заказчик не проявляет готовности или не желает предоставить информацию о конечном использовании и/или конечных пользователях приобретаемой продукции.

2. Заказчик не хочет давать четких ответов на коммерческие или технические вопросы, которые обычно задаются в ходе переговоров.

3. Характеристики и назначение заказываемой продукции не соответствуют заявляемым целям ее использования или сфере деятельности заказчика (конечных пользователей).

4. Объем и номенклатура заказываемой продукции не соответствуют характеру и техническому уровню производственных мощностей, которыми располагает конечный пользователь.

5. Заказчик (конечный пользователь) отказывается от обычных услуг по монтажу, наладке или техническому обслуживанию заказываемой продукции.

6. Заказчику не известны рабочие характеристики заказываемой продукции, но, тем не менее, он стремится ее приобрести.

7. Заказчик предъявляет чрезмерные требования о конфиденциальности в отношении конечного назначения, конечных пользователей или подробных данных о заказываемой продукции.

8. Заказчик (конечный пользователь) отказывает в доступе к своим производственным мощностям, которые не связаны с выполнением работ по контракту.

9. Заказчик просит провести модификацию заказываемой продукции, делающую ее в большей степени пригодной для использования при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

10. Контракт на строительство или обновление объекта разделен заказчиком без предоставления адекватной информации о полном объеме проекта, включая его конечное назначение.

11. Заказчик использует в качестве адреса для переписки абонентный почтовый ящик.

12. Упаковка заказываемой продукции не соответствует заявляемому способу транспортировки или месту назначения.

13. Заказчик указывает в качестве конечного места назначения адрес транспортно-экспедиционного агентства или фирмы - фрахтовщика.

14. Заказчик предлагает нетипично благоприятные условия платежа, например, проявляет готовность сразу оплатить наличными дорогостоящее оборудование по завышенной цене.

15. Маршрут транспортировки заказываемой продукции необычен для заявляемого места назначения.

16. Заказчиком сделан запрос на поставку непомерно большого количества запасных частей, а также деталей, которые не нужны или в отношении которых нет оправданной потребности (например, при отсутствии у конечного пользователя соответствующего оборудования, для которого заказчик пытается их приобрести).

17. Место использования заказываемой продукции находится в районе, который подлежит строгому контролю или доступ куда сильно ограничен либо который необычен для данного типа продукции.

18. Контракт на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ или предоставление консультационных услуг оформлен заказчиком без определения четких задач и промежуточных целей.

19. В рамках контракта на поставку единичного образца материала или оборудования предусматривается передача технологической документации или проведение длительного обучения персонала заказчика (конечного пользователя).

20. Заказчик (конечный пользователь) участвует прямо или косвенно в любом следующем виде деятельности в ядерной сфере1:

а) проектирование, строительство, изготовление, эксплуатация или обслуживание ядерных реакторов или ядерных энергетических установок, их подсистем и компонентов;

б) производство и переработка ядерного топлива;

в) работы с ядерными отходами;

г) исследование, разработка, конструирование, изготовление, испытание или обслуживание любой установки для производства тяжелой воды, разделения изотопов исходного или специального расщепляющего материала, а также компонентов таких установок;

д.) исследования в области физики высоких энергий.

21. Заказчик (конечный пользователь) участвует прямо или косвенно в каком-либо виде деятельности в ракетной области, включающей конструирование, изготовление, испытания, эксплуатацию или обслуживание2:

а) ракетных систем (баллистических ракет, ракет-носителей, исследовательских ракет), их подсистем, а также компонентов и оборудования для них;

б) атмосферных беспилотных летательных аппаратов (крылатых ракет, радиоуправляемых самолетов-мишеней и разведывательных самолетов), их подсистем, а также компонентов и оборудования для них.

22. Заказчик (конечный пользователь) занимается научно-исследовательской или иной деятельностью в области3:

органического синтеза, в том числе синтеза высокотоксичных физиологически активных веществ;

разработки и производства вакцин;

разработки и производства инсектицидов, пестицидов;

токсикологии;

биохимии;

микробиологии;

иммунологии;

генной инженерии и биотехнологии.

1 Для продукции, потенциально пригодной для применения при создании ядерного оружия.

2 Для продукции, потенциально пригодной для применения при создании ракетного оружия.

3 Для продукции, потенциально пригодной для применения при создании химического, биологического и токсинного оружия.

Обращаем внимание на следующее:

В соответствии с решением Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь от 27.05.2010 № 5-2010, организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность со специфическими товарами (работами, услугами) должны:

1. Выделить:

на предприятиях с небольшими объемами внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) – не менее двух работников,ответственных за обеспечение соблюдения международных обязательств и законодательства Республики Беларусь в области экспортного контроля;

на предприятиях с большими и средними объемами внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) – структурное подразделение по экспортному контролю.

2. Определить в должностных инструкциях (положении о структурном подразделении), что основной задачей указанных работников (подразделения), является обеспечение соблюдения международных обязательств и законодательства Республики Беларусь в области экспортного контроля, а также взаимодействие с государственными органами Республики Беларусь по вопросам экспортного контроля и лицензирования (подготовка соответствующих документов, их представление в лицензирующий орган, дальнейшее сопровождение в случае возникновения вопросов, представление отчетов и т.д.).

3. Исключить возложение на указанных работников (подразделение) не свойственных им функций (маркетинг, сбыт продукции, таможенное оформление и т.п.).

4. Подчинить указанных работников (подразделение) непосредственно руководителю (заместителю руководителя) предприятия, что отразить в должностных инструкциях (положении о структурном подразделении).

5. Проведение переговоров с иностранными партнерами, подготовку и подписание внешнеторговых договоров осуществлять при обязательном согласовании с ответственными за экспортный контроль.

С целью повышения эффективности функционирования внутрифирменных систем экспортного контроля, предупреждения нарушений национального законодательства в области экспортного контроля и недопущения нанесения ущерба международному имиджу Республики Беларусь, необходимо:

1. Работникам ВФСЭК:

постоянно отслеживать информацию о введении международных санкций в отношении покупателя (конечного пользователя) поставляемой продукции и своевременно информировать о ней руководителя организации;

на стадии проведении переговоров о поставке специфических товаров (работ, услуг) иностранному заказчику осуществлять оценку возможных рисков при осуществлении такой поставки;

проводить проверку иностранных партнеров, транспортно-экспедиторских фирм, доставляющих товар до импортера, конечное использование продукции в соответствии с заявленными целями;

проводить проверку (возможными доступными средствами) полномочий лиц, подписавших и заверивших сертификат конечного пользователя, иные документы по контракту.

2. Руководителям организаций-обладателей свидетельств:

при заключении контракта на поставку продукции военного назначения а качестве типового элемента включать в контракт пункт о возможности осуществления контроля целевого использования экспортируемых товаров после их доставки конечному пользователю;

проведение переговоров с иностранными партнерами, подготовку и подписание внешнеторговых договоров осуществлять при обязательном согласовании подготовленных документов ответственными за экспортный контроль;

в обязательном порядке направлять работников ВФСЭК на обучение.

Информация актуальна на 18 апреля 2017 г. (изменен "Файл-шаблон заявления на лицензию по ЭК").

   Рекомендации о порядке оформления заявления на лицензию в электронной форме
Файл-шаблон заявления на выдачу лицензии
полный архив скачать
Файл-шаблон на проведение идентификации объектов
Файл-шаблон заявки МК  

Файл-шаблон заявки ВТС
полный архив скачать

Рекомендации о порядке формирования организациями-заявителями базы данных организаций, являющихся контрагентами юридических лиц Республики Беларусь по внешнеторговым договорам в отношении специфических товаров (работ, услуг)

Шаблон ведения базы данных организаций во внутрифирменных системах экспортного контроля Республики Беларусь
полный архив скачать

Настройки шаблона заявки
Настройки безопасности ОС